Грязь и ненависть "легавых" [ Редагувати ]
Предательство и возмездие, искушение и измена, игра фортуны и насмешка фатума... И люди, для которых столкновение со смертью и насилием стало обыденностью. Новая картина французского режиссера Оливье Маршаля "Набережная Орфевр, 36" - достойное предложение взыскательному зрителю, который ждет от фильмов американской зрелищности и европейской проникновенности. "Набережная Орфевр, 36" - это современный стильный полицейский боевик с блестящей игрой актеров-звезд первой величины. В нем мало выдумки и много правды, взятой из жизни. Набережная Орфевр, 36 - это адрес, который значит для французов не меньше, чем Петровка, 38 для нашего, воспитанного на советских фильмах зрителя. Для любителей непредсказуемости сюжетных поворотов и напряженности действия этот фильм станет настоящим подарком.
Уникальность фильма в том, что его режиссер, Оливье Маршаль, сам когда-то служил в полиции и даже был принят в ее элитное спецподразделение. Поэтому фильм вскрывает реалии французской правоохранительной системы - близость к преступной среде; институт осведомителей; невозможность, оставаясь в рамках закона, добиться справедливости; коррупцию и интриги на высшем уровне, попустительство и малодушие начальства... Тем более невероятной кажется судьба главного героя, одного из начальников парижской полиции, так похожая на судьбу книжного графа Монте-Кристо.
Лет двадцать назад, на набережной Ювелиров (она же Орфевр), в центральном управлении парижской полиции произошли события, всколыхнувшие французкую общественность. Тогда друг и наставник талантливого режиссера и сценариста Оливье Маршаля - Доминик Луазо, прирожденный полицейский, исполнительный и гуманный человек, оказался жертвой несправедливого судебного процесса. Его подставили коллеги по работе, продержали в тюрьме 6,5 лет, но он вышел, а Оливье Маршаль снял свою картину "Набережная Орфевр, 36" в честь своего друга и в месть тому глупому, но "храброму" полицейскому, который подставил Доминика Луазо. По словам режиссера, он старался показать в фильме - то, что произошло с Лео Вринксом (персонаж Даниеля Отоя, прототипом которого выступил Доминик Луазо), было так же страшно как то, что случилось на самом деле с Домиником. Пока Доминик был в тюрьме, он потерял все: жену, друзей, работу полицейского, которая была смыслом его жизни, честь... Его родители разорились, оплачивая услуги адвоката в суде. И все это - из-за подлого сфабрикованного дела. "Подобная история могла произойти с любым полицейским, она могли произойти и со мной", - говорит Оливье Маршаль.
Интрига фильма закручивается постепенно, но постоянно, а каждый эпизод добавляет напряжения в предсказуемую поначалу сюжетную линию, которая стремительно развивается. Вот уже несколько месяцев в Париже совершенно безнаказанно орудует жестокая банда налетчиков. Шеф полиции Роберт Манчини готов отдать свой высокий пост тому, кто первым поймает опасных преступников. Между двумя его заместителями - Лео Вринксом (Даниэль Отой) и Дени Кляйном (Жерар Депардье) - разворачивается настоящая борьба. Их противостояние доведено до предельной степени. В прошлом друзей, а ныне непримиримых врагов разъединяет абсолютно все - методы работы, команды, стиль жизни и женщина, одна на двоих. Кто же займет место "шефа" знаменитого полицейского управления, расположенного по адресу: 36, Набережная Орфевр?
Борьбу и противостояние двух великих полицейских на экране блестяще воплотили идолы французского кино - неповторимый Жерар Депардье и блистательный Даниэль Отой. Это дуэт, на который обязательно стоит посмотреть. Особое удовольствие зрители получат от неожиданной роли Жерара Депардье, который сыграл в фильме негодяя. Давно ему не доставалось столь яркой и достойной его таланта роли. Жерар в фильме - жестокое животное, но несчастное и трагическое. Даниель Отой для того чтобы вжиться в роль, встречался как со следователями, так и настоящими преступниками. Оба актера выступают в фильме трагическими персонажами. Выбор режиссера пал на них, потому что по сценарию, более молодые люди не могут претендовать на пост главы парижской полиции. А по признанию режиссера, из пятидесятилетних актеров Отой и Депардье - лучшие.
В качестве актеров выступили и режиссер фильма вместе со своей женой. Оливье Маршаль сыграл в своем фильме бандита Кристо, которого еще во время своей работы в полиции сам же и допрашивал. Для большего сходства режиссера с бандитом, тело Оливье разукрасили татуировками. Жена режиссера не только участвовала в подготовке сценария, но и во время съемок сцен боев и перестрелок вывихнула руку и даже потеряла сознание. Еще один участник съемок был ранен осколком в живот. При этом оба героически остались на съемочной площадки до конца съемок.
Для того чтобы сделать сцену празднования вручения ордена более реальной, режиссер пригласил на съемки настоящих полицейских и налил им в стаканы настоящее виски и вино. А в результате - стражи порядка принялись петь и импровизировать.
"Героизм и боль - вот что нужно знать, чтобы понять работу полицейского, - говорит Оливье Маршаль. - Мне хотелось, рассказывая личную и важную для меня историю, соблюсти ныне забытые традиции французского популярного кино, каким оно было несколько десятилетий назад - в пятидесятые-семидесятые годы.".
Фильм выглядит красиво и богато: хорошие актеры, эффектные "батальные сцены", немного секса и много насилия. При этом даже чрезмерный реализм, извлеченный из памяти режиссера в виде воспоминаний, не помешал фильму побывать в призерах на главном французском кинофоруме "Сезар" и завоевать любовь у благодарных зрителей. В одной лишь Франции картину успели посмотреть 2 миллиона человек.
Вероятно, именно ввиду того, что режиссер картины Оливье Маршаль сам был полицейским, ему удалось столь достоверно отобразить на экране жестокие будни правоохранительных органов. Сотрудник антитеррористического отряда, Оливье Маршаль начал писать сценарии для телевидения еще в середине 70-х, десять лет спустя стал сниматься,а в 2002 году поставил свой первый фильм - "Гангстеры", в котором хотел рассказать об опасном соседстве полицейских и бандитов, об отношениях ненависти и дружбы, которые царствуют за решеткой, о поисках истины. А в 2004 году его второй детектив "Набережная Орфевр, 36", становится хитом французского кинопроката. Этот фильм на 80 % состоит из личного опыта режиссера. Его сценарий режиссер вынашивал около 10 лет - начиная с 1994 года, и два года этот сценарий писал (совместно с женой, которая настолько увлеклась историей, что захотела сняться в одной из ролей).
В результате фильму присуща такая степень убедительности, что искренне веришь: на экране все как есть на самом деле - именно так выглядит коррупция в полиции, именно так правоохранители становятся такими же "оборотнями", о которых сейчас взахлеб пишут украинские газеты.
В Украине фильм выходит на широкие экраны 12 мая.