Ввоз поддержанных иномарок спровоцировал падение цен в Украине [ Редагувати ]
Но иногда депутатам все же удается найти общее решение. Как, например, было с законом, снизившим акцизы на подержанные авто из Европы. Это - один из немногих примеров, когда государство не забирает, а наоборот - оставляет деньги в карманах граждан. Все-таки большая редкость по нынешним временам.
Закон этот обсуждался еще с начала 2016 года, приняли весной и наконец с 1 августа он заработал. Вот только эти первые два месяца показали, что недостаточно просто доброй воли от политиков. Нужно еще, чтобы и бюрократия не мешала. У нас ведь почти каждый таможенник умеет на ровном месте сделать так, чтобы гражданин остался должен даже тогда, когда вообще-то должны ему.
Как много украинцев пересели на авто из Европы и удалось ли им на деле сэкономить - проверяла Алла Матюшок
"Очень счастлив. Чистый пассажир, все-таки эксклюзивная вещь и называю я ее тетей каравеллой".
Комфортный, ухоженный, выглядит, как новый, а главное - ям еще не видел да и стоит на треть дешевле. Этот микроавтобус Богдан сам пригнал из Германии. Был одним из первых, кто рискнул испытать на себе, как работает новый закон о сниженных пошлинах. Не скрывает, что пришлось нелегко.
"Может автомобиль быть изготовлен в 2009 году, а зарегистрирован в 2010 и уже автомобиль не подходит. Это действительно "Евро 5", сертификат происхождения. Не знал всех особенностей, что надо было иметь определенную сумму на границе", - говорит водитель из Луцка Богдан Климчук.
Это таможенный залог - почти три тысячи долларов. Практически сумма растаможки. Так как денег не было, автомобиль арестовали. Разрешили выехать лишь после проплаты. Уже позже Богдан узнал, что внести этот залог можно было заранее, договорившись с брокером на местной таможне. Тогда процедура оформления на границе прошла бы проще и быстрее. Но парня возмутило совсем другое.
"Я могу вам начать делать растаможку, но у меня полчаса остается до конца рабочего дня и такие намеки - ну вот что мне делать и так на меня смотрит загадочно глазами. Я говорю - взяток платить не буду, делайте, как пишет книжка и до свидания. Она не стала растамаживать, я должен ждать пересменку", - рассказывает Богдан Климчук.
Богдан говорит, что за пару сотен долларов таможенники готовы закрыть глаза на отсутствие какого-либо документа. Например, сертификата происхождения автомобиля. По закону нужно доказать, что он произведен в Европе, а не в стране-агрессоре. В противном случае сниженные акцизы не действуют. Но вот интересная деталь: в законопроекте не указано, как именно это необходимо проверять. Сертификаты начали требовать сами таможенники.
Украинско-польская граница. Ягодин. Только через этот пункт в сутки пропускают около 50 автомобилей, которые ввозят по новому закону. Поток такого транспорта увеличивается с каждым днем. Водителям часами приходится стоять в очередях.
Алексей простоял более 10 часов, еще два прошло, пока оформил документы.
"Я просто приехал и на самой таможне растаможивают. Автомобиль стоил 4800 евро, немецкое МРЭО стоит 150 евро и в общем вместе с растаможкой у меня получилось 6600. Не поддаваться привычкам и не давать никому взятки. Потому что если дал один, у другого будут требовать", - говорит водитель из Сумской области Александр Пачковский.
Сами таможенники уверяют, что взяток не берут. И, как оказалось, сразу после нашего приезда в Ягодине перестали требовать эти сертификаты происхождения автомобиля. То, на чем некоторые сотрудники нагревали руки. Якобы буквально перед нашим приездом здесь получили разъяснение от главы фискальной службы.
"Страна происхождения ТС определяется согласно вин-коду. Мне достаточно информации, которая содержится в вин-коде ТС - первые три цифры, где произведен автомобиль и географическое расположение завода производителя", - утверждает главный инспектор таможенного поста Ягодин Инна Филон.
Есть еще одна бумажка, без которой не получить техпаспорт и не зарегистрировать автомобиль. Еще один сертификат "соответствия". Цена - 1250 гривен. И за ним тоже приходится стоять в очередях.
"Утверждение европейского типа безопасности находится вот на табличке ремня, увидели? Мы также сверяем, чтобы это было на стекле", - разъясняет инженер ГП "Укрметртестстандарт" Юрий.
"Ну зачем сертифицировать Мерседес, если он соответствует всем европейским требованиям. Зачем мы занимаемся шароварщиной и хотим сказать: нет, мы проверим, а не опасен ли этот автомобиль для украинцев", - не понимает гендиректор всеукраинской ассоциации автоимпортеров Олег Назаренко.
Несмотря на различные риски и бюрократические нюансы, гнать автомобиль из Европы выгодно, -говорят эксперты. Но больше всего экономят те, кто покупает дорогие машины.
Так, акцизный сбор за авто стоимостью 5-6 тысяч долларов с объемом двигателя до литра составляет 102 евро, а вот на автомобиль, объемом двигателя три литра, цена которого несколько десятков тысяч долларов - всего 800.
По старым нормам акциз был в сто раз больше. Но там где есть выгода, есть и неудобства.
"В техпаспортах при регистрации автомобиля ставят так называемую черную метку. Продажа, дарение, обмен, передача, владение и пользование без разрешения таможенных органов запрещено на протяжении 365 дней.
- То есть, если вы пригнали, ваша жена, скажем, ездить не может?
- Формально да, без моего присутствия не может", - объясняет автоэксперт Олег Омельницкий.
Но и это украинцев не останавливает. Только за два месяца по новым законам в стране растаможили около девяти тысяч автомобилей. Эта волна уже спровоцировала падение цен на украинских рынках и их рост на европейских.
Немцы, поляки стали дороже продавать свои подержанные автомобили. Закон действует до конца 2018 года. А там вступают в силу новые акцизы. Их снизят еще больше. А вот удастся ли одолеть бюрократию? Или чиновники опять придумают новые схемы?