Скандал в "Укрзалізниці": народные депутаты наживались на подставных тендерах [ Редагувати ]
Пожалуй, нет в Украине региона, который не прославился бы какой-нибудь остроумной коррупционной схемой. Как нет и госкомпании, которая не запомнилась бы журналистам-расследователям каким нибудь особенно циничным способом увести "налево" государственные деньги. Но среди тысяч таких примеров есть и по-настоящему выдающиеся.
Чего стоит одна только "Укрзалізниця". При прошлом руководстве компании отраслевые эксперты и даже профильный министр инфраструктуры Владимир Омелян оценивали ежегодные потери от коррупции на уровне 10-15 миллиардов гривен.
Еще раз: это ежегодные потери! Люди умудряются зарабатывать таким образом буквально горы наличности. Кто эти баловни железных дорог напомнит Оксана Григорьева.
Анкеры, клемы, подрельсовые прокладки. С помощью этих небольших запчастей для рельсов некоторые прокладывают дорогу к миллиардам!
И уступать ее другим не хотят. В 2002 году появляется фирма "Корпорация КРТ", которая изготавливает эти детали. И тут же становится лидером всех тендерных гонок.
"Створюється ситуація за якої участь у тендерах можуть брати участь тільки привілейовані підприємства. Інші не можуть попасти на тендер, бажано щоб вони взагалі не виходили і не засвічували ціни", - говорит Виталий Руденко - директор ООО "АТ Механика".
"Корпорацию КРТ" связывают с одиозными львовскими олигархами, а сейчас нардепами Ярославом и Богданом Дубневичами. С тех пор как они появились в железнодорожном бизнесе все ремонтные детали заказывают только у их фирм. К примеру, в 2015 "Укрзалізниця" объявляет очередной тендер. Смета 26 миллионов. "Механика" предлагает вполовину меньше, но их в очередной раз игнорируют.
"Створюється ситуація за якої "Укрзалізниця" дуже любить одного виробника. За збігом обставин склалось так, що власники цього виробника дуже наближені до верховноі ради, а саме є депутатами. Тут не правильно сказати власники, перепрошую, кінцеві бенефіціари в останньому тендері приймає участь КРТ, де власниками є повязані особи з нардепами, а саме іхні дружини. І це чітко видно з єдиного реєстру видно. Це не дивлячись на те, що ярослав дубнєвіч у змі заявляв, що підприємство крт ім не підпорядковується", - говорит Виталий Руденко - директор ООО "АТ Механика".
Подобная монополия тормозит реформы и загоняет в минус бюджет "Укрзалізниці". За первое полугодие предприятие получило почти пять миллиардов убытков. В то же время состояние причастных к бизнесу растет. Осенью прошлого года декларации Дубневичей вызвали фурор. Сотни домов, квартир и земельных участков. И горы налички 715 миллионов гривен на две семьи. О том, что на госмонополии наживаются братья Дубневичи, заявляли и публичные лица. Министр инфраструктуры Омелян неоднократно обличал олигархов. Но вот доказать ему ничего не удалось.
"Враховуючи той факт що я програв рішення суду який мене забовязав в тому що я не мав достатньо підстав називати Дубневичів корупціонерами не коректно з мого боку коментувати надалі. водночас я знаю про низку кримінальних справ які знаходяться у впровадженні в правоохоронних органах зокрема і по цим людям, і по іншим", - говорит Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины.
В НАБУ сейчас расследуют около 20 дел по факту коррупции в "Укрзалізниці". Среди них есть и касающееся фирмы "КРТ". В начале недели в СМИ появились сообщения о том, что свидетель по этому делу даже попросил защиты у детективов, поскольку боится за свою жизнь. Эту информацию в НАБУ нам обещали прокомментировать, но ответ не дали до сих пор. А вот чтобы поговорить с самими братьями, мы отправились в их особняк возле Львова.
"- Добрий день, а ви можете покликати когось з власників? - А навіщо? - Ми журналісти, я з каналу "Інтер" можу проказати посвідчення. - Сьогодні немає нікого. - А не знаєте, коли будуть? Може ви дпоповідвть, що ми приїхали - Як? - Тобто ви не маєте зв'язку?"
И пока правохранители расследуют тендерные схемы, госпредприятия продолжают терять деньги.