Виновники смертельных аварий уходят от наказания благодаря справкам из больниц [ Редагувати ]
И заметьте - всякий раз, когда в Украине случается резонансное ДТП, вся страна уделяет трагедии максимальное внимание. Часто обсуждение выходит и на высокий политический уровень. А вот потом... Потом не просто все повторяется: происходят даже откровенно дикие истории.
Вот, например, в том же Харькове за пьяную езду задержали человека, который уже сбил насмерть шестерых. В мае 2008 года он выехал на трамвайную остановку и тоже был нетрезвым. И сейчас вот без прав, а снова за рулем. Почему на украинских дорогах - вольница для вот таких убийц? Ответ искал Алексей Пшемыский.
Харьков. 2008. Внедорожник на скорости больше 100 километров в час влетел в остановку. От удара части машины разлетелись на десятки метров. Шестеро погибших, среди которых дети. За рулем - местный предприниматель Андрей Полтавец. Пьяный.
Суд дал виновнику 10 лет. Но через 7 с половиной он вышел досрочно, за хорошее поведение. И сел за руль... снова пьяным.
"А ваше водительское? - А нету у меня. - Вообще нет? - Не".
Его автомобиль вилял и постоянно пересекал разметку. К счастью, на этот раз Полтавцу повстречался полицейский автомобиль. Очередную трагедию удалось предотвратить. Пройти тест на алкоголь нарушитель отказался. Но заверил: не пил ничего!
"В этот день не употреблял, но это не значит, что я не был пьяным, то есть на предыдущий день принял 300-350 грамм, а выветривается около 15-20 часов", - говорит задержанный Андрей Полтавец.
За очередную пьяную езду Полтавец пока отделался штрафом - 10 тысяч гривен. Но еще ему может грозить год тюрьмы. По закону он не имел права садиться за руль еще три года.
А вот к судье из Закарпатья Виктору Амаровичу Фемида была куда более благосклонна. В 2014 году на трасе Киев-Чоп он выехал на джипе на встречную полосу и протаранил Жигули. Водитель легковушки погиб. Судья был под градусом.
Но вместо приговора служитель Фемиды получил... продвижение по службе. Пока в Мукачевском суде уже третий год рассматривают его дело, Виктор Амарович стал главой Перечинского суда неподалеку. Убийство - не помеха, чтобы вершить правосудие.
"- До того часу, поки не буде винесений вирок, людина уважається невинуватою.
- Своєю посадою він не чинить тиск на колег?
- Жодним чином, у нас згідно з Законом України про судоустрій, фактично, він згідно нових змін, він позбавлений жодним чином тиснути на судочинство, на суддів", - уверяет и.о. судьи-спикера Перечинского райсуда Вадим Чепурнов.
А вот - Киев. Январь прошлого года. Джип влетел в людей на тротуаре. Погибла женщина. За рулем - 20-летний Станислав Толстошеев. Сын донецкого бизнесмена. Судебный процесс длился год. Убийцу признали... невменяемым. Якобы в момент ДТП у него произошел эпилептический припадок.
А болезнью он страдал еще с детства. Впрочем, это не мешало мажору публиковать в соцсетях десятки фото с вечеринок с алкоголем и писать о наркотиках. Дело закрыто.
Болезни и смягчающие обстоятельства - основной способ избежать ответственности за страшные ДТП, говорит адвокат. Насколько не были бы строги законы.
"У нас предусмотрено строгое наказание, но по нашему законодательству можно уйти от этого наказания условно или досрочно. Человек совершил ДТП, через 3-5 месяцев суд и он сразу может освободиться от отбывания наказания. Наши суды очень часто дают условный срок даже при тех обстоятельствах, когда человек признает свою вину", - говорит адвокат Антон Годня.
Но все же насколько строга украинская Фемида в отношении нарушителей правил дорожного движения?
Столица Бельгии. Брюссель. В густонаселенном городе увидеть ДТП - большая редкость. Здесь не слышали о судебных процессах, длящихся годами. Нарушил - сразу штраф. Гастон работает здесь таксистом уже 20 лет.
"120 евро, если вы не надели ремень безопасности", - говорит водитель такси в Брюсселе Гастон Базоле.
Например, вот, напротив есть светофор, на нем камера, маленькая. Она снимает, когда вы едете, а потом по почте вам приходит штраф.
Вот, например, часть дороги, где можно ехать только такси и автобусам. За въезд сюда - штраф 50 евро.
Если бы такие штрафы получали украинские водители, каждый раз въезжая на полосу общественного транспорта, дороги у нас можно было бы проложить не хуже, чем в Бельгии. Самые строгие штрафы в Европе за езду в пьяном виде и превышение скорости.
"Скорость - один из главных факторов, который приводит к смертям на дороге. В некоторых странах, таких как Швеция, штрафы за превышение скорости зависят от дохода водителя. Чем больше вы зарабатываете, тем больше вам придется заплатить", - говорит глава Европейского совета безопасности транспорта Антонио Авеносо.
Порой даже собственной свободой. В Испании, если водитель даже не совершил ДТП, но превысил скорость в два раза, например, гнал больше сотни при знаке - 50 километров в час, ему грозит тюремный срок до 1 года. И справку от врача здесь вряд ли купишь.
"Полиция на дорогах, камеры. Людям нужно дать знать, что если они не пристегивают ремень, превышают скорость и садятся за руль выпившие, то их обязательно поймают. Это поможет в краткосрочной перспективе. А в долгосрочной - стране нужно образование, отличные дороги и качественные автомобили, а также хорошие спасательные службы", - объясняет Антонио Авеносо.
Лояльные законы, вовсе не слепая Фемида и отсутствие камер. Итог - 5 тысяч человек в Украине ежегодно погибают в авариях. В шесть раз больше, чем в Европе.
"Ответственности нет, у нас жизнь человека вообще ничего не стоит", - говорит глава Ассоциации безопасности дорожного движения в Украине Михаил Берлин.
Именно видеофиксация нарушений и автоматические штрафы могли бы частично улучшить безопасность наших дорог, уверен Михаил Берлин. Ведь сейчас камер нет нигде, равно, как и радаров у полиции. По всей стране гони сколько хочешь. Никто не докажет.
Но главное - культура вождения. Ведь превышать скорости и садиться пьяным в такси или за руль - каждый решает сам.