Украине грозит колоссальный отток рабочих рук [ Редагувати ]
Срочно разыскиваются: водители, слесари, каменщики, пекари, продавцы. В Украине сейчас остро не хватает рабочих рук! Вакансий - миллион, а вот желающих трудиться - не так уж много.
Никто не хочет идти работать за копейки! Ведь за границей люди таких профессий получают существенно больше! К примеру, в Британии хорошие строители зарабатывают, как депутаты парламента! И в Европе охотно берут на работу наших соотечественников.
А вот что ждет Украину? Ведь уже сейчас в наших пекарнях, ЖЕКах и автопарках работать попросту некому! Тему трудового дефицита продолжит Павлина Василенко.
Работа Татьяны - одна из самых востребованных. Вот только очередь претендентов на вакансию - не стоит. В этом ЖЕКе никак не могут найти дворника. Поэтому Татьяне приходится работать за троих.
"Тяжелый труд, конечно, как для женщины. Я вот лично работаю на 2 участках и естественно люди разбегаются, потому что зарплата маленькая - 3200 - это мало для дворника. Если бы подняли, люди бы снова ехали и работали", - говорит дворник Татьяна Гладких.
Слесарь-сантехник - тоже в дефиците. Молодежь не идет. И работа тяжелая, и зарплата в среднем - 6000 гривен - не привлекательна. Поэтому гайки крутит старая гвардия.
"Людей у нас мало, а об'єми роботи збільшилися. Приходимо додому, з ніг падаємо, нічого не хочеться. У нас на кожного виходить по 6 - 7 будинків обслуговування, це більше 1000 квартир", - рассказывает слесарь-сантехник Виктор Щербатюк.
Если раньше дворникам давали служебное жилье, то сейчас - нет. А рабочих ЖЕК ищет и по Киеву, и по области, и даже за ее пределами.
"Кияни не хочуть іти на цю роботу. Йдемо на компроміс, хто зможе як працювати, чи періодами, в зимовий період в селі менше роботи, то приїжджайте хоч на якийсь час", - объясняет директор Управляющей компании по обслуживанию жилищного фонда Людмила Сагайдак.
Они тоже расклеивают объявления и активно ищут водителей. В этом черновицком АТП простаивает 10 автобусов. Ведь водители уволились и уехали в Польшу. Там зарплата - около тысячи евро, не в пример украинским 4-8 тысячам гривен.
"Фирмы приезжают с Польши и отбирают водителей и забирают их туда работать. Им открывают визу рабочую на полгода, они когда заканчивается виза, мы их принимаем снова на работу. Пока им открывается новая виза и они снова уезжают", - говорит генеральный директор транспортного предприятия Виталий Дзюбак.
Новых сотрудников приходит мало, но все же есть те, кто хочет остаться.
"За кордон виїжджають, тому що їдуть працювати дальнобойщіками на фурах, на великих автомобілях, а у нас достатньо працювати на маршрутці і достатньо заробляти і нікуди не потрібно їхати", - говорит водитель маршрутного автобуса Владислав Грижюк.
Водители, дворники, повара, продавцы и сантехники. В Украине - острый дефицит рабочих рук. И главных причин - две: низкие зарплаты и непрестижность профессии. У нас в стране - один из самых высоких показателей людей с высшим образованием - 82%. Но столько дипломированных специалистов рынку попросту не нужно.
"В нас зараз є таке відчуття, що є хороші вакансії, першого сорту - це там юристи, економісти, маркетологи. І є якийсь другий сорт - це там продавці, офіціанти, слюсарі, двірники і всяке таке інше, хоча насправді в Європі, наприклад, такого розшарування нема", - говорит специалист по подбору персонала Тятьяна Пашкина.
Петр приехал в Лондон 17 лет назад, когда в Польше была похожая на украинскую ситуация. Первые четыре года работал сам, потом набрал команду строителей. Сейчас предлагает полный спектр услуг - от дизайна помещения, до воплощения идеи. Работа очень прибыльная.
Его зарплата намного выше средней по стране. Зарабатывает почти столько же, как и депутаты британского парламента. У них зарплата - 4300 в месяц. Может позволить себе отдых в любых странах мира. Профессия хоть и не особо престижная, но денежная. Люди, работающие руками в Британии очень ценятся.
"Люди в Лондоне и Англии в целом, очень богатые, они любят тратить деньги, они любят классные вещи, часто делают ремонты, поэтому им нужны мы - строители. В данный момент мы забронированы вплоть до нового года. Хороший строитель может здесь зарабатывать от 2 до 4 тысяч фунтов в месяц. Это очень много", - рассказывает владелец строительной фирмы Петр Войчеховский.
Пока основным направлением, куда уезжают украинцы, остается Польша. Но вскоре, говорят эксперты, вектор может измениться. В Германии и Нидерландах уже подсчитали, что через 8 лет у них будет 5 миллионов вакансий.
"Через деякі роки нам треба зрозуміти, що в нас зараз 15,9 млн працездатного населення і 5 млн вакансій у сусідів, це для нас трохи така завелика цифра. Наші нинішні роботодавці лишаться без своїх працівників, або не зможуть їх втримати або будуть дуже боротися", - говорит специалист по подбору персонала Тятьяна Пашкина.
"Держава тут нічого зробити не може. Мають робити роботодавці, як тільки вони зрозуміють, що сьогодні не надлишок робочої сили, а дефіцит робочої сили, як тільки вони розуміють що до них черга не стоїть, щоб отримати те робоче місце за тією зарплатою, вони починають іти на поступки і підвищують зарплату", - объясняет директор Института демографии и социальных исследований Элла Либанова.
Дефицит рабочих в Украине уже стал для одессита Александра "золотой акцией". Строитель по образованию. Центр занятости направил его учиться на электрогазосварщика. Полгода учебы и Александр открыл свое дело.
"Нормальных сварщиков очень мало. Если сварщик нормальный - минимум 10 тысяч у него получается. Заработка хватает, работы хватает, в принципе ехать куда-то за границу не имеет смысла", - уверен частный предприниматель Романюк Александр.
В его СПД работает 5 человек. На площадке - сухой закон. Непьющие специалисты - конкурентное преимущество.
"Много строителей, которые злоупотребляют алкоголем. Поэтому я и стараюсь, на первых порах беру пока с училища, они проходят практику, а я уже знаю - ответственный или не ответственный человек, будет он работать - не будет он работать", - рассказывает частный предприниматель Романюк Александр.
Но пример Александра сейчас скорее исключение. И пока дефицит рабочих профессий в Украине будет расти. Ведь для трудовой миграции мы страна непривлекательная. А вот запрос на наших рабочих в Европе - есть.