Закарпатье массово покидают водители автобусов [ Редагувати ]
Кадры решают все. Из-за оттока специалистов из Украины - проблемы уже испытывают целые отрасли. В Закарпатье, например, некому сесть за руль рейсового автобуса. Каждый день несколько машин не выходят на маршруты. Где водители? И есть ли шанс их вернуть? Выясняла Марина Коваль.
Этот сюжет показали в новостях одного из словацких телеканалов. Журналистка рассказывает: стране не хватает водителей общественного транспорта. Из-за этого в городе Нитра даже отменили 60 рейсов.
Чтобы возобновить движение автобусов по графику, на работу пригласили водителей из Украины. Пока их в городе семеро. Сорокапятилетний Сергей - один из них, еще проходит обучение.
"Хорошая страна, хорошая работа, водителем работаю с 2007 года".
В основном, украинские водители уезжают на работу в ближайшие Словакию и Чехию. Там зарплата в три-четыре раза выше, чем дома - около восьмисот евро в месяц.
"Надають їм навіть безкоштовне житло, тому що усі їхні водії виїжджають дальше в Германію, Бельгію. В чеському місті Хеб більше 20 водіїв з України уже працюють",- говорит Алексей Куля, председатель Ассоциации перевозчиков Ужгорода.
Пока украинские водители спасают от краха систему общественного транспорта в Европе - страдают ужгородские пассажиры.
"В кожному парку щодня не виїжджає дві-три машини, із-за того, що нема водія. Останній рік у нас нестача кадрів відсотків на 15 по місту Ужгород", - говорит Алексей Куля, председатель Ассоциации перевозчиков Ужгорода.
Коллег, которые уехали работать за границу, оставшиеся водители - понимают. Говорят: зарплаты у них - низкие, а загруженность - очень высокая.
"5-6 тисяч для нашого життя теперішнього канєшно шо мало. Каждий день я встаю в 5 годин, каждий день приходжу додому в 9-половина 10", - говорит Василий Морквич, водитель рейсового автобуса.
Бегут за границу не только водители, массово уезжают медики, фармацевты, традиционно - строители, официанты и уборщицы. Кто-то на постоянную работу, кто-то - на сезонную.
"Загальний показник із працездатного населення 800 тисяч - 400 - відсутніх, 400 тисяч відсутніх на Закарпатті. Якщо тут платять 5 тисяч гривень - це дорівнює 200 доларів, то той же самий завод з тою же самою роботою 15 кілометрів - це Міхаловце, це Велкі Капушани, Вашарошнамені, це Кішварда, а платить 400-600 євро", - говорит Федор Шандор, социолог.
Чтобы остановить отток кадров, на некоторых закарпатских предприятиях - понемногу стали пересматривать политику оплаты труда. В основном, это заводы и фабрики с иностранными инвестициями. К примеру, на одном из предприятий в Ужгороде уже предлагают швее зарплату 14 тысяч гривен в месяц.