НАБУ идет в президенты: Сытник готовится громко хлопнуть дверью [ Редагувати ]

Артем Сытник планирует участвовать в президентских выборах и рассчитывает на поддержку США. Однако, по мнению экспертов, кандидатура главы НАБУ может быть лишь одной из ставок Вашингтона, да и то – лишь в том случае, если Сытник устроит резонансные задержания высокопоставленных чиновников накануне избирательной кампании, и уйдет в политику. Но и радикальными шагами главе НАБУ вряд ли удастся повысить свою популярность среди избирателей, так как возглавляемое им ведомство не оправдало надежд общества.
США: на безрыбье и Сытник с Вакарчуком – кандидаты в президенты
До президентских выборов остается всего год, но пока все еще неясно, кто станет главным конкурентом старой политической гвардии в лице Петра Порошенко и Юлии Тимошенко. И не просто конкурентом, а конкурентом, которого поддержит Запад, а точнее США. Заручиться поддержкой последних хотели многие «альтернативные кандидаты» - от Сергея Лещенко и Виктора Чумака до Анатолия Гриценко и Андрея Садового. Однако, как отмечают источники, в США еще не приняли стратегического решения. Пока наиболее вероятными фаворитами в негласном конкурсе на поддержку американцев являются музыкант Святослав Вакарчук и директор НАБУ Артем Сытник.
Что могут предъявить избирателю Сытник и Вакарчук? Концепция встречи лидера "ОЭ" с избирателями понятна уже сейчас. Зрителям предлагаются "размышления Святослава о будущем Украины, занимательные истории о странах, в которых он гастролировал, рассказ о курсах лидеров в Стэнфорде, которые Святослав прошел, чтобы быть президентом, ну и в финале – гала-концерт". А вот Сытнику придется убеждать избирателя чем-то более весомым, чем песни и проникновенный взгляд.
О том, что президентские амбиции у Сытника есть, на условиях анонимности нам сообщили представители депутатского корпуса. В частности, речь идет даже о якобы наличии у Сытника собственного политтехнолога и планов по созданию собственной партии. В депутатской группе "Еврооптимисты" говорят о планах "уговорить" Сытника баллотироваться. По одной из версий, циркулирующих в СМИ, было получено даже предварительное одобрение подобных планов от посла США в Украине Мари Йованович, которая якобы на одной из вечеринок сказала, что "из Сытника бы получился хороший президент".
Политологи также убеждены, что глава НАБУ уже планирует свою президентскую кампанию.
"Есть четкие признаки того, что Сытник готовится к тому, чтобы участвовать в политике и предвыборной кампании. Думаю, что он хочет участвовать и в президентских, и в парламентских выборах. В последнее время он абсолютно откровенно пиарится на антикоррупционной теме. Хотя его, чисто техническая, по своей сути, должность не предусматривала изначально такой чрезмерной публичности. Сложно представить, чтобы в США глава ФБР или ЦРУ вел свою политическую кампанию, находясь на данной должности, либо рассказывал на центральных ТВ-каналах, что им не дают бороться с врагами США. У нас же – возможно все. Причем Сытник целенаправленно делает это не как чиновник, а как политический деятель", - отмечает политолог Тарас Березовец.
Последний скандал, связанный с установкой НАБУ «прослушки» в кабинете антикоррупционного прокурора Назара Холодницкого, вполне можно расценивать как старт избирательной кампании. В то же время эта ситуация наглядно проиллюстрировала сразу несколько ключевых проблем НАБУ, не позволяющих воспринимать ведомство, как эффективный антикоррупционный орган. Это сомнительная законность методов получения доказательств подчиненными Сытника, слабость самих доказательств (на пленках Холодницкого нет ничего, что прямо бы указывало на нарушение закона главой САП), обнародование «доказательств» в СМИ до суда, самопиар и политические заявления, и в финале – отсутствие какого-либо результата. Холодницкий в отставку не подал, и вряд ли подаст, а расследование против главы САП станет одним из сотен "висяков" НАБУ.
Чтобы обеспечить верховенство закона, надо его нарушить?
Эксперты говорят о том, что "сеанс разоблачения" Холодницкого является стандартной схемой работы НАБУ.
"НАБУ действует не по логике, которая существует у украинских правоохранительных и силовых структур. НАБУ действует с точки зрения, что для них "закон не писан". Считают, что можно провоцировать взятки, завозить оборудование и нелегально устанавливать прослушку и получать доказательства в обход действующих в Украине юридических и административных процедур. На этом произволе и своеволии нужно поставить точку. Должно быть какое-то нормирование этих вопросов. Иначе потом суды будут просто отбрасывать эти доказательства как незаконно полученные, и вся деятельность НАБУ будет сведена на нет", - отмечает директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
"Что касается этого конфликта, то, считаю, что он инициирован руководством НАБУ очень похабным способом. Заведено производство и начата прослушка без реальных на то оснований. Это провокация. Желая дискредитировать прокурора и заменить его на более лояльного, НАБУ использовало способ вмешательства в личную жизнь и прослушку, не имея реальных на это оснований. Затем выдернули этот кусок и демонстрируют его как пример. На самом деле, этот материал является незаконным, если не имеет соответствующей отправной точки - производства, от которого они отталкивались. Это доказательство будет признано судом недопустимым", - убежден бывший первый заместитель Генпрокурора Николай Голомша.
По аналогичному "сценарию" развивались расследования НАБУ и по большинству других громких дел. Так, беглый депутат Александр Онищенко так и не был объявлен в розыск Интерполом (украинская сторона не предоставила необходимых обоснований, а сам Сытник назвал "пленки Онищенко" "несерьезными") и получил политическое убежище в Испании. "Зависли" дела экс-главы ГФС Романа Насирова и бывшего депутата от "Народного фронта" Николая Мартыненко. Потерпели фиаско резонансные дела по "амбарной книге" Партии регионов и экс-главе ЦИК Михаилу Охендовскому. Закончилось ничем преследование НАБУ руководства Одесского припортового завода в лице главы набсовета предприятия Сергея Переломы и первого заместителя директора ОПЗ Николая Щурикова. Наконец, отпущен на свободу задержанный НАБУ мэр Одессы Геннадий Труханов.
Причинами неудач Нацбюро эксперты называют слабость доказательной базы, многочисленные процессуальные нарушения и профессиональную некомпетентность детективов НАБУ, которые до прихода на работу в ведомство Артема Сытника не имели опыта следственной и оперативной работы. Несостоятельность НАБУ как расследовательского органа вынуждены признавать даже политические союзники Артема Сытника и враги фигурантов производств, открытых его ведомством.
Опыта борьбы с коррупцией нет, но мы будем стараться
Эксперты говорят о том, что сама процедура отбора сотрудников НАБУ не давала оснований считать, что новый орган сможет эффективно бороться с коррупцией.
"В НАБУ было запрещено принимать бывших сотрудников милиции и СБУ, которые на протяжении последних нескольких лет занимались борьбой с коррупцией. Мне удалось убедить президента изъять эту норму из законопроекта, но затем она была снова внесена депутатами. Я пояснял, что если набрать новых людей, которые не имеют никакого опыта в следовательской и оперативно-розыскной работе с целью документирования фактов коррупции в высших эшелонах власти, то от нового органа не будет толку. Второй момент – сама процедура набора сотрудников. В конкурсных комиссиях оказались люди, которые не являются специалистами в области правоохранительной деятельности. Подавляющее большинство членов конкурсной комиссии вообще не представляли профессию правоведа. Там не было представителей правоохранительных органов с опытом работы, которые могли бы отобрать соответствующих людей, которые бы действительно справлялись бы со своими обязанностями", - считает бывший заместитель Генпрокурора Алексей Баганец.
В стремлении сформировать доказательную базу детективы НАБУ использовали приемы, незаконность которых легко доказывалась юристами фигурантов расследований – проведение сомнительных экспертиз, давление на экспертов, сокрытие от суда важной информации. И создание Антикоррупционного суда вряд ли изменит ситуацию – скорее, появление такого суда не выгодно самому Сытнику, так как лишит НАБУ последнего аргумента, объясняющего неэффективность его работы.
"Даже Высший Антикоррупционный суд будет использовать КПК, которым руководствуются сегодня и общие суды, которые сейчас обвиняют в коррумпированности. Антикоррупционный суд не сможет решить проблему. Суд – это не орган борьбы с преступностью, а орган правосудия", - отмечает Алексей Баганец.
По мнению Николая Голомши, одной из причин конфликта НАБУ и САП стал непрофессионализм детективов Сытника.
"Когда представитель НАБУ приносит сырой материал, производство по которому начато на основании информации из СМИ или соцсетей, и при этом сразу идет с подозрением и открытием производств, то прокуратура говорит, что сначала нужно провести ревизии и экспертизы, установить, кто ответственный за эти правонарушения, установить между ними непосредственную связь, и только тогда подавать материалы на открытие производства. Именно так того требует законодательство. Но НАБУ настаивает на том, что информация в СМИ является доказательством, и можно начинать расследовать эти факты. В этом как раз заложен конфликт", - отмечает Голомша.
"Мы видим, что пиар в работе НАБУ фактически заменил нормальную работу следователей. В итоге большинство дел разваливаются не потому, что нет Антикоррупционного суда, а потому что либо доказательства собраны с грубейшими нарушениями закона, либо они просто высосаны из пальца, и по факту там не о чем говорить. Но эта риторика уже не работает. Если раньше она вызывала сочувствие, и многие считали, что проблема в коррупционных судах, то теперь уже видно, что причина в низкой квалификации следователей НАБУ, либо – в откровенном беспределе, который наблюдается при сборе доказательной базы", - считает Тарас Березовец.
"Еврооптимисты" и Шабунин – наши информационные спонсоры
Ни для кого не является секретом тесная связь НАБУ с так называемыми антикоррупционерами – Центром противодействия коррупции Виталия Шабунина и депутатами из группы "Еврооптимисты". Последние оказывают политическую и информационную поддержку НАБУ. В качестве ответной услуги НАБУ открывает уголовные производства по обращениям депутатов или публикациям активистов в СМИ.
Так, например, в марте прошлого года НАБУ открыло досудебное расследование "по возможным злоупотреблениям" НКРЭКУ при принятии формулы "Роттердам+". Расследование было начато по обращению народного депутата Виктора Чумака, которого активно поддержали Сергей Лещенко, Виталий Куприй и ряд других народных избранников. Следствие длится больше года, проведены обыски в офисах регулятора, но никаких результатов нет, и вряд ли, если судить, по публичным высказываниям Сытника, они появятся в ближайшее время. Однако сам факт расследования НАБУ подается группой депутатов и активистов как аргумент незаконности действий НКРЭКУ.
При этом есть ряд признаков того, что фронт "войны с Роттердамом" открыт в интересах крупнейших промышленных потребителей электричества – ферросплавных заводов Игоря Коломойского и Виктора Пинчука. Так, например, Виталий Куприй – член партии "Укроп", находящейся под протекторатом Коломойского. В прошлом активный разоблачитель "схем Коломойского" Сергей Лещенко давно ничего не пишет о днепровском олигархе, но зато едва ли не в еженедельном режиме разоблачает "Роттердам", а сам инициатор расследования - Виктор Чумак, уже развесивший по Киеву свои рекламные билборды, называл Коломойского "олигархом-патриотом". В НАБУ уже, видимо, разобрались, что ими манипулируют, но вынуждены продолжать "копать", чтобы не ударить в грязь лицом перед своими "информационными спонсорами".
Судя по всему, в НАБУ прекрасно понимают, что так называемые "антикоррупционеры" - депутаты и активисты, используют их как инструмент для решения поставленных перед ними задач. Но продолжают оказывать поддержку своим союзникам, даже когда речь идет о явных нарушениях закона. Так, например, НАБУ не нашла криминала в покупке Сергеем Лещенко роскошной квартиры. Ведомство Сытника не усмотрело нарушений ни в источниках доходов депутата, ни в том, что квартира была продана застройщиком-фирмой из группы Фирташа со скидкой в 37%.
Также с особым пиететом относятся в НАБУ и к высокопоставленным представителям западных партнеров. Заявление Сытника о том, что деятельность министра финансов Александра Данилюка (который, работая на госслужбе, продолжал оставаться владельцем офшоров) содержит признаки нарушения антикоррупционного законодательства, но не является уголовным правонарушением, заслуживает внесения в учебники правоведения. Не заинтересовали НАБУ и обвинения Данилюка в неуплате налогов.
Избиратель не поверит, что имитация борьбы и борьба – это одно и то же
"Перспектив у Сытника пока что нет. Во всех рейтингах, опубликованных в последнее время, где он присутствовал, у него от 4% до 5%. Этого недостаточно для старта публичной политической кампании. А все дела, которые расследуются НАБУ, и даже их количество, не позволяют ему говорить хотя бы о каких-то достижениях в борьбе с коррупцией", - отмечает Виталий Кулик.
"К сожалению, реальных достижений у Сытника нет. Нет ни одного доведенного до конца резонансного уголовного дела, начатого НАБУ. По сути, козырями Сытника могут быть только пиар-материалы: он будет рассказывать о деле Мартыненко, Онищенко. О том, что они хотели, но им не дали ничего сделать коррумпированные суды", - считает Тарас Березовец.
В то же время политологи не исключают, что США могут оказать поддержку Сытнику. Но главе НАБУ нужно будет на прощание перед уходом в политику "громко хлопнуть дверью" - произвести резонансное задержание или хотя бы заявить о том, что ему не дали это сделать. Таким прощальным пиар-ходом может, к примеру, стать задержание главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка. К этому шагу Сытника подталкивает группа антикоррупционеров, за спинами которых маячит тень Игоря Коломойского.
"Скорее всего, перед началом предвыборной кампании он сделает громкое заявление – расскажет, что ему не дали раскрыть резонансные уголовные дела, и именно поэтому он вынужден написать заявление об отставке. На этой волне он захочет войти в русло "большой политики", - считает Тарас Березовец.
Но поможет ли Сытнику "громкий хлопок"? В этом есть сомнения.
"Вся его кампания может быть построена исключительно на лозунге "мне не дали…" с дальнейшим перечнем фамилий, кто не дал. Генеральный прокурор, Президент, Холодницкий. Этот список можно продолжать. Но эффективную кампанию на этом построить не удастся", - отмечает Виталий Кулик.