Hutchison Ports придется выбирать между старым коллективом и новыми технологиями- экс-замминистра МИУ [ Редагувати ]

Китайский контейнерный оператор Hutchison Ports может взять в аренду лучшие причалы порта "Черноморск" без лишних социальных обязательств, - считает директор программы "Инфраструктура" аналитического центра "Украинский институт будущего", бывший замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер. Инвесторам, которые принимают участие в приватизационных или концессионных конкурсах в цивилизованных государствах, как правило, выставляют социальные требования.
"Порты и АМПУ перегружены людьми с 2013 года, когда вступил в действие закон "О портах". Как результат - низкая эффективность упомянутых организаций. Поэтому порты, в случае захода частного инвестора в порт, пытаются передать часть людей частному оператору в виде социальной нагрузки. В случае с концессией Черноморска, нужно дождаться условий концессионного конкурса. Не исключено, что с целью повышения привлекательности такого конкурса и завлечения технологичных операторов с мировым именем (типа "Хатчинсон") социальная нагрузка в виде передачи сотрудников порта оператору будет ограничена, либо даже отсутствовать. В этом случае порту придется самому решать судьбу "лишних" людей на балансе", - сказал Владимир Шульмейстер.
"Исходя из того, что Hutchison Ports все автоматизирует, скорее всего, для него будет сделано такое исключение. Хотя обычно, если какой-нибудь инвестор берет в аренду территорию порта, то он получает и социальную нагрузку. А это, в первую очередь, люди, которых порт ему передает", - пояснил Шульмейстер.
По мнению экс-чиновника, отсутствие соцобязательств предоставит Hutchison Ports свободу в регулировании количества персонала. Работников, которых заменят автоматизированные процессы, уволят. Тех же, кто сохранит рабочее место, ждут существенные изменения в условиях труда.
По мнению экспертов отрасли, китайский инвестор будет пытаться настроить на предприятии такие же жесткие условия, которые приняты на терминалах Hutchison Ports в Китае и Азии, где сведен к минимуму обычный перерыв, регламентировано количество и время на посещение туалета, а интенсивность труда такова, что за Hutchison Ports тянется шлейф забастовок от Австралии до Гонконга.
По мнению консультанта-рекрутера Оксаны Абраменко, "гибкое" украинское законодательство позволит иностранному инвестору ужесточать условия труда. По ее словам, все будет зависеть от того, на какие условия согласятся сами работники порта. Поскольку арендатор перейдет на контрактную форму сотрудничества, в которой работу получат те, кто согласится с требованиями договора.
"Поскольку у нас законодательство достаточно гибкое, то часто те, кому нужно, находят в нем "лазейки". Будет иметь значение конкретный договор работодателя с работником. А защитить людей, которых инвестор решит уволить, государство не сможет, если в договоре аренды не будут прописаны четкие социальные обязательства", - отметила Абраменко.
В самом порту "Черноморск" будущие увольнения и изменения в режиме труда официально пока не комментируют. Ведущий специалист информационной службы порта Евгений Ананьев лишь высказал предположение, что китайский арендатор - не лучший вариант для порта.
"Они были в феврале и апреле - уже дважды в этом году приезжали эти китайцы. Не знаю, какие у них намерения. На мой взгляд - серьезные. Являются ли они лучшими для нас партнерами или лучший ли это вариант для Черноморского порта - не уверен", - резюмировал он.
Напомним, ФГИУ объявил о намерении сдать в аренду причалы 1-6 порта "Черноморск". Заявку на участие в конкурсе подал Hutchison Ports. Максимально возможный срок аренды - 49 лет.