Закат мирового кино [ Редагувати ]
Когда не спасает даже Скарлетт Йоханссон: современному кино спецэффекты нужнее чем талант актеров.
Судя по всему, сегодня мы имеем дело с уходом целой эпохи кино - блокбастерного стиля 90-х годов. И все говорит о том, что скучать по ней не придется. Потому что никуда уходить она не собирается.
Поскользнуться на теме антиутопии практически нельзя, даже если ты с грехом пополам передвигаешься - по крайней мере, так все думали. Взять в пример хотя бы Стивена Спилберга с его "Особым мнением", которое позиционировалось как один из первых фильмов XXI века. Спилберг же, кстати, и сосватал Майкла Бэя на этот проект. Ибо кто, как не Бэй, нуждается сейчас если и не в восстановлении славной репутации (которой у него все равно не было никогда), то как минимум в паре-тройке ободряющих слов от критиков. А то в его сторону в последнее время несутся такие изощренные пассажи, как: "Фильмы Майкла Бэя - зло" или сравнения просмотра его фильмов с "изнасилованием кряхтящим технократом маркизом де Садом, который преподает свою мочу и дерьмо как искусство массам, не испытывающим к нему ничего, кроме презрения". В фильме "Отряд Америка: Всемирная полиция" куклы горланили куплеты, поносящие Бэя и его "Перл-Харбор". Из чего можно сделать вывод, что Бэю не очень вольготно живется на белом свете.
"В соответствии с ницшеанским постулатом Бэй от всей хулы в свой адрес стал просто-таки титаном" Но вот чего никто не брал в расчет - от тумаков люди, как правило, только матереют и продолжают гнуть свою линию в десятки раз энергичнее. В соответствии с ницшеанским постулатом Бэй от всей хулы в свой адрес стал просто-таки титаном. Только титану под силу превратить такое занятное, красочное и киногеничное событие, как автокатастрофа, в повседневную обязаловку вроде чистки зубов по утрам. Зря продюсеры фильма "Остров" катят бочку на главных актеров, Макгрегора и Йоханссон, обвиняя в первую очередь их в провале фильма: в "Острове" даже машины переворачиваются в воздухе как-то лениво и неохотно, и никакие операторские выкрутасы и компьютерные спецэффекты не в силах оживить ситуацию. Какой там "кордебалет" - гиппопотамы в пачках танцовщиц более грациозны. И это понятно - Майкл Бэй за свою творческую карьеру разбил ровно столько машин, сколько раз вы за свою жизнь чистили зубы. То есть немало.
Ненависть у многих кинозрителей к блокбастерам возникла именно в 90-е - в другие декады продукция, рассчитанная на широкое потребление, таких сильных отрицательных эмоций не вызывала. А может, и вызывала, но никто об этом не знал. Сейчас разгневанным кинолюбителям легче поделиться своим расстройством с большим количеством народа - через форумы в Интернете. Казалось бы, для кино с его историей борьбы с технологическими новшествами победить виртуальное общение не стоило бы никакого труда. И побьет, без сомнения, сперва приспособившись. Но ценой потерь, одной из которых стал Майкл Бэй. Фильм со 120-миллионным бюджетом на актуальную тематику клонирования и с актерами из молодых, провалился в прокате США так, что его будут вспоминать долго. Давний компаньон Бэя Джерри Брукхаймер, почувствовав неладное, самоудалился с проекта. Вообще, перемещение околокиношных деятелей, засветившихся на "Острове", напоминает по вектору движение крыс, бегущих с тонущего корабля. Солидарны они в одном: режиссерские навыки Бэя сомнению не подлежат, причина в чем-то ином.
Как у настоящего мастера (слово "как" здесь, естественно, ключевое), у Бэя есть свои последователи. Среди них выделяется непрошибаемой лобной костью Роб Коэн, режиссер таких масштабных упражнений в почти человеконенавистническом пристрастии к предметам роскоши, как "Три икса" и "Черепа". Именно Коэн ответил за Бэя наглецам куклам из "Отряда Америки" - без стеснения переснял все то же, только с живыми людьми. Хотя живыми этих манекенов в белоснежной форме ВВС США назвать язык не поворачивается.
Летчиков трое - улыбчивый бунтарь, для которого совершенно не факт, что девушки идут после самолетов; его любовный интерес, обладательница груди третьего размера, и негр, охочий до женского пола и почему-то ненавидящий число четыре. К ним добавляют пилота ЭДИ, чей безграничный искусственный разум грозит летчикам скорой пенсией. На девушек ЭДИ не отвлекается, но после попадания в него молнии начинает лихорадочно скачивать всю музыку из Интернета со скоростью терабайт в секунду, конечно же, нелегально, чем весьма расстраивает своих сослуживцев. Они, видимо, хорошо помнят плакаты с лозунгом "Когда ты качаешь нелегально mp3 из Интернета, то скачиваешь коммунизм". С коммунистом-компьютером летать бомбить разные точки планеты (от Таджикистана до Филиппин) в борьбе с терроризмом им как-то несподручно.
"Стелс" схож с "Островом" своей панической бравадой перед мифическими опасностями, таящимися в новых технологиях. На самом деле клоны и компьютеры очень близки этим консервативным фильмам - если судить по тому, как наплевательски относятся они к своим героям-людям при всем изначальном гуманистическом посыле. Они даже не пытаются хоть как-то их привести в человеческий вид, и раздача им реплик, состоящих либо из плоских шуток, либо из смехотворных трюизмов, происходит очень похоже на то, как в столовых раньше разливали суп из огромного котла. На плохой сервис общепита раньше нужно было жаловаться в специальную жалобную книгу, доступ к которой был перекрыт очень продуманно. Сейчас большая часть Интернета как раз и похожа на такую всемирную виртуальную книгу жалоб и предложений, бурлящую и пополняющуюся с огромной скоростью. А в этих фильмах все по-старому - машины, самолеты, катера, даже какие-нибудь предметы интерьера сняты с гораздо большей любовью, а актеры бродят среди них с нескрываемой печалью. Как будто бы прощаясь.