Безработицу заказывали? (Продолжение) [ Редагувати ]
Начало материала читайте здесь.
Когда режут по живому проекту, надо всегда помнить, что режут, в первую очередь, по живым людям, завязанным на этот проект. После решения президента Украины о приостановке строительства автотранспортной магистрали через Днепр в Запорожье, под угрозой безработицы оказались 70% работников "Севморверфи". И не только...
300 тысяч запорожцев буду добираться на работу на... лодках
Оказывается, для областного центра строительство нового моста через Днепр - самое резонансное событие. Вкратце, суть в следующем. В городе с почти миллионным населением всего два моста. Один из них - двухъярусный, совмещенный с железной дорогой, - узкий и сам на ладан дышит. Если через два года его не остановить на капремонт - жди беды. От второго, через плотину Днепрогэса, беду ждут уже сегодня.
Автотранспорт, которого все прибывает, движется по мостам черепашьим ходом. Случись "пробка", движение и вовсе на много часов замирает.
Причем, каждый из этих мостов - стратегический, жизненно важный для города. Дело в том, что на правом берегу Днепра расположен 300-тысячный "спальный" район Бабурка, на левом - административная, промышленная и культурная часть облцентра. Дорога в один конец занимает порядка двух часов. О том, чтобы жителю правобережья выбраться, скажем, в театр - такой вопрос кажется просто диким. Если вам надо успеть к поезду или к самолету - выезжать приходится за полдня.
Расстояние через остров Хортица - кратчайшее до центра города. По новой 6-полосной магистрали это займет лишь 28 минут. Причем, если в Киеве кое-кого убеждают, будто новая дорога пройдет непосредственно по Хортице и нарушит ее культурно-исторический ландшафт, уточняем, непосредственно в заповедной части острова будет установлено лишь несколько высотных опор - сотня метров на входе, и столько же - на выходе с острова. Основная же часть магистрали пройдет между ныне действующими автомобильной и железной дорогами и никому вреда не принесет. К тому же, сохранившиеся памятники расположены в противоположной части острова. Поэтому аргументы противников новой автомагистрали, даже трудно сравнивать с интересами 300 тысяч жителей Бабурки и всего города, в целом.
Уже несколько лет в Запорожье действует городская ассоциация "Защитим Хортицу!". Позиция ее участников: мост надо строить в обход острова. Идея, конечно, интересная. Только ее сторонники забыли уточнить, где деньги взять. Нынешний проект - самый дешевый, но и это - почти 1,9 миллиарда гривен. Обходное строительство по самым приблизительным расчетам затянет втрое дороже. К тому же, оно пройдет через плавни, где гнездятся занесенные в Красную книгу редкие породы птиц. Значит, меняем шило на мыло, да еще - втридорога?
К тому же дорога к центру - хоть и с ветерком - по объездному маршруту займет порядка 1,5 часов. То есть, практически то же самое время, что и сегодня, с чем жители Бабурки абсолютно не согласны. Глядя на перспективу, проблема строительства обходного пути и еще одного моста с повестки дня не снимается. Но, как говорится, не в этом десятилетии. И не в следующем. Пока же ребром стоит иной вопрос: надо срочно закрывать оба ныне существующих аварийных моста. Нынешний проект рассчитан на 6 лет. Но генподрядчики утверждают, что при соответствующем финансировании можно уложиться и в 3 года. Это, как говорится, впритык. Ситуацию усугубляет, что решение о приостановке строительства принято в июле - поистине "золотом" времени для строителей. Когда каждый день трех зимних стоит. Напомним, отведенный президентом месяц для изучения ситуации уже прошел. Но, как стройка в июле остановилась, так и по сей день там конь не валялся.
"Мостобуд" планировал привлечь к строительству до 3000 специалистов только в Запорожье. Сейчас там "загорают" без дела едва 300 человек. Да и тех скоро уберут с объекта. Это я к тому, откуда берутся безработные.
С начала строительства уже освоено более 100 миллионов гривен. Если адрес моста будет изменен - эти деньги надо считать выброшенными на ветер. Более того, все строения, наверное же, надо будет сносить, потому что незавершенное строительство отнюдь не украшает ландшафт. Ломать всегда дороже, чем строить. Да и по отношении к мостостроителям - аморально.
В Запорожье вокруг строительства моста ходят не только сплетни, но и слагают анекдоты. Например, пересказывают фразу народного депутата Леся Танюка по поводу запорожского моста: "Представьте, что через московский Кремль проведут газовую трубу. Такое даже трудно представить". Уважаемому народному депутату явно изменяет чувство меры. Проезжая по киевским мостам, он видимо посчитал, будто на маршруте новой запорожской автомагистрали лежат улицы Грушевского, Банковская или Киево-Печерская лавра. Так же недоумевают люди, когда слушают одного из своих доморощенных депутатов, утверждающего, будто Запорожью вообще не нужны мосты. Может, ему лично и не нужны: перешел дорогу от своего дома - и уже в административном здании. Захотел - и устроил голодовку в центре Киева, утверждая, будто это он от имени избирателей голодует. У жителей Бабурки проблемы иные.
А что по этому поводу думают ученые и специалисты?
Доктор биологических наук Борис Солоуха просчитал, что, преодолевая Днепр по существующим мостам, транспорт вынужден двигаться со средней скоростью 5-10 километров в час. С постоянными остановками, не выключая двигателей. Это приводит к тому, что загазованность воздуха над национально заповедной Хортицей превышает экологическую норму в 4,5 раза. После введения нового моста, скорость на том же маршруте значительно увеличится, и загрязнение окружающей среды вредными газами будет не только в норме, но и ниже установленного экологами безопасного уровня.
Есть и другие, вполне материальные аргументы. Увеличение пробега транспорта по обходному пути составит 12 километров. При нынешней интенсивности движения, это повлечет суточный перерасход горючего в 70,8 тысячи, а годовой - в 27 миллионов литров. Таким образом, ежегодная денежная потеря только по топливу составит 82 миллиона гривен! Будет построена магистраль по нынешнему проекту - у государства на одном этом объекте появится резерв в десятки миллионов литров горючего, а автолюбители и автопредприятия сэкономят до сотни миллионов гривен.
Вот мнение начальника отдела изысканий института "Запорожводхоз" Анатолия Холодняка, опубликованное в газете "День": "Как специалист-геолог считаю, что в природном и экономическом отношении строительство моста актуально именно в этом месте. Строить мост ниже Хортицы можно только тогда, когда будет развязка здесь, учитывая, что на правом берегу, на Бабурке, живет 300 тысяч человек. Строительство ниже Хортицы - это удорожание стоимости. Ведь нужно будет строить дорогу от Бабурки до Нижней Хортицы, потом людям снова возвращаться со стороны Южного вокзала в центральную часть города.
Интересно мнение и заместителя директора Национального заповедника "Хортица" по науке Максима Остапенко, которое также опубликовано в "Дне": "В отношении памятников археологии, которые расположены на территории трассы строительства мостовых переходов на острове Хортица, я могу официально заявить следующее: в соответствии со всеми требованиями закона об охране культурного наследия и закона Украины об охране археологического наследия, выполнены все необходимые требования по проведению предварительных исследований по выявлению исторических памятников. На протяжении уже трех лет на участке строительства ведутся системные археологические исследования. Зона, которая выделена под строительство, попадает в зону, которая имеет сильные повреждения еще при строительстве первых мостов. То есть практически целых, неповрежденных участков (заповедника) там не сохранилось. Единственно два участка, один из которых под водой, обнаруженный в 2003 году, был исследован, находки подняты и переданы в музей, а второй участок - это на левом берегу острова Хортица в районе моста Преображенского, был обнаружен неисследованный слой: памятник археологии поселения эпохи бронзы. На протяжении последних двух лет ведутся раскопки этого участка. То есть вся территория, которая попадет под строительство, сейчас полностью исследуется. На сегодняшний день исследовано около 25 погребений XVIII века и обнаружено огромное жилище, которому порядка 3,5 тысячи лет. Оно относится к Сабатиновской культуре эпохи поздней бронзы. Это жилище, безусловно, представляет довольно большой исторический интерес. Будет принята государственная программа, согласно которой этот памятник будет музеифицирован. Он будет экспонироваться на территории Национального заповедника Хортица. Таким образом, благодаря строительству мостов, было выделено очень серьезное государственное финансирование на исследование памятников острова Хортица. Мы получили массу интереснейшей информации, открыто множество новых объектов, получены новые экспонаты для музея. Лично я считаю, что никакого вреда памятникам острова Хортица строительство мостов не нанесет.
Что же по этому поводу говорят сами жители Запорожья, сталкивающиеся с проблемой бездорожья повседневно? В июне по заказу газеты "Зеркало недели" социологической службой Центра им. Разумкова был проведен соответствующий телефонный опрос запорожцев. За то, что городу необходим новый мост через Днепр однозначно проголосовали более 90% опрошенных. Против того, чтобы новый мост проходил через остров Хортицу, высказались менее 30% респондентов. Они предложили строить мост выше или ниже по течению Днепра. Думаю, если б они обладали информацией, что подобное строительство обойдется втрое дороже и только поэтому не известно, когда будет и состоится ли вообще, этот процент был бы значительно ниже.
Ну а пока начальник управления капитального строительства Запорожского горисполкома заслуженный строитель Украины Иван Сухомлин шутливо прокомментировал ситуацию для "Нового канала": "Мы можем остаться вообще без переправы. Благо, есть много лодочников в Запорожье. Мы организуем какие-то маршруты, типа маршруток, по перевозке людей".
...Смех сквозь слезы.
Виктор Коробков, "Комсомольская Правда в Украине"
Севастополь - Запорожье - Киев.
(Окончание следует)