Безработицу заказывали? (Окончание) [ Редагувати ]
Безработицу заказывали? (Продолжение)
Когда режут по живому проекту, надо всегда помнить, что режут, в первую очередь, по живым людям, завязанным на этот проект. После решения президента Украины о приостановке строительства автотранспортной магистрали через Днепр в Запорожье, под угрозой безработицы оказались 70% работников "Севморверфи". И не только...
В поисках компромисса
У автора есть компромиссный вариант. Но прежде, чем его предложить, позвольте тезисно напомнить все "за" и "против".
Против строительства новой автомагистрали выступают историки и экологи, которые считают, что надо сохранить культурно-историческую заповедную зону Хортицы. Убедительный аргумент? Безусловно. Подробную карту новой магистрали можно посмотреть здесь.
Им оппонируют жители 300-тысячной Бабурки, которые не желают сегодня два часа добираться к центру города и оказаться отрезанными от него окончательно через пару лет. Их интерес понятен? Абсолютно.
Экологи. Они утверждают, что новая автострада значительно улучшит экологическую обстановку в районе Хортицы.
Историки. Их мнение: строительство уже принесло положительные плоды для развития науки, и не будет вреда, если дорога пройдет через остров вдали от памятников. Тем более, что магистраль будет проложена между действующими ныне железной и автомобильной дорогами. То есть большего вреда заповеднику нанесено не будет.
Экономисты. Строительство обходного пути обойдется втрое дороже, чем реализация нынешнего проекта (это почти 4 миллиарда гривен, в основном, из гос- и частично - муниципального бюджета). К тому же будут "убиты" уже вложенные в строительство 100 миллионов бюджетных гривен непосредственно в Запорожье и не меньше - на предприятиях-смежниках. Например, по "Севморверфи" сумма "закопанных в землю" денег составляет 18 миллионов гривен. У генподрядчика строительства моста таких предприятий-партнеров - десятки.
Занятость населения. Непосредственно в Запорожье предстоит сократить около 3000 рабочих мест. Цепная реакция распространяется и по смежникам. На той же Севастопольской верфи планировалось увеличить число работающих на 25%, а вместо этого сокращают 70% плюс порядка 200 человек, временно привлеченных под строительство плавучего крана.
До конца года осталось 4 месяца. Правительство приняло программу создания в 2005-м году не менее 1 миллиона новых рабочих мест. Теперь к этой цифре надо добавлять всех, порожденных остановленным проектом безработных.
Думается, суммы и показатели безработных, которые лягут на стол Президента Украины для принятия решения о запорожских мостах будут еще более значительными.
И все же строить мост - в том или ином месте - надо. Это объективно и обсуждению как бы не подлежит.
Где же выход. Думаю, он - в деньгах. Помнится, при реализации нынешнего проекта в сравнении с обходным экономится около 4 миллиарда гривен. Историки, экологи, природоохранители постоянно сталкиваются с отсутствием средств. Вот они! Но это, как говорится, разовое вливание. Плюс 82 миллиона гривен, ежегодно сэкономленных на топливе. Эти - на амортизацию и содержание заповедника.
Суммы, конечно, сумасшедшие, и таких никто не даст. Отдайте хоть часть - и этого будет достаточно, чтобы уже завтра все ЮНЕСКО в полном составе покупало билеты в Запорожье и по новой автомагистрали мчалось дивиться запорожскому чуду.
В противном случае, деньги все равно будут потрачены на обходной путепровод, 300 тысяч жителей Бабурки будут тратить на новую дорогу к центру и обратно не менее трех часов, Национальный заповедник "Хортица", как был беднее церковной мыши, так и останется.
По большому счету, вся Украина - заповедная зона.
По большому счету, еще ни одна большая стройка не обходилась без сопротивления историков, экологов, пожарников, санэпид-, фин- и др.- инспекторов.
По большому счету, тысячу лет назад "высотное здание" Киево-Печерской лавры не вписывалось в архаичный днепровский ландшафт.
По большому счету, "зеленые" должны были оштрафовать Адама, когда он сорвал яблоко в заповедном саду.
По большому счету, каждое строительство XXI века будет встречать все большее сопротивление. Но человек обязан жить комфортно. Поэтому будут новые автомагистрали, мосты, "высотки", порты, трубопроводы, заводы... Даже самый ярый приверженец истории попросится в цивилизацию, если его надолго поместить во времена Тараса Бульбы.
Значит, надо искать компромиссы.
Виктор Коробков, "Комсомольская Правда в Украине"
Севастополь - Запорожье - Киев