Вилково - камышовый рай [ Редагувати ]
Камышовая пустыня - рай для непуганого зверя. Край земли, где большая река впадает в море. Стаи диких уток и бакланов, цапли, выжидающие свою добычу в тростниках, и ленивые розовые пеликаны, для которых этот берег с редкими невысокими деревьями стал новой Ойкуменой. Дикий кабан оставил следы на мокром песке - ночью он выходил сюда в поисках прошлогодних яблок. Иногда река выбрасывает подгнившие плоды. Они попадают в воду где-то в центре Европы и путешествуют вниз по реке, до самого моря.
Здравствуйте! По сложившейся традиции съемочная группа нашей программы всегда отсчитывает километры или даже мили, отделяющие столицу Украины от того или иного места съемок. Но на этот раз - случай особый. Мы проделали путь примерно в 800 километров, причем последние из них - исключительно на лодке - и все для того, чтобы оказаться здесь, на нулевом километре.
Знак в плавнях обозначает место, где Дунай впадает в Черное море. Водное пространство и болотистая суша строго охраняются. Это - заповедник. Бытует поверье, что каменный ноль приносит удачу. Стоит пролезть сквозь него и обнуляются грехи, ноль прибавляется к зарплате, дети становятся отличниками, а у женщин округляется живот. Все, кто попадает сюда, на камышовый край земли, загадывают желание. Но, скорее всего, каждый вновь прибывший в Ойкумену мечтает об одном - почувствовать себя по-настоящему свободным.
Они считают ее своей - водную страну, со множеством островков наносной земли, с узкими каналами-улочками и перекинутыми через них деревянными мостиками, маленькими хатками с камышовыми крышами, раскидистыми вербами и самой сладкой на юге Украины клубникой. Эту страну открыли их предки. Страну, которая некогда приютила беглецов, бросивших обжитые земли и спасавшихся от преследований за веру. Гонимые официальной церковью и государством, на глухой окраине - в дунайских плавнях, старообрядцы-липоване нашли новый дом.
В середине 18-го века в устье Дуная появилось их первое поселение.
Отец Сергий, настоятель храма Рождества Богородицы, города Вилково: "Дело в том, что корни и истоки этого слова никто не знает. Сколько пытались объяснить тем, что иконы пишутся на липах, в липовых лаптях ходили или в липовые леса бежали. В принципе, это самоназвание. А в печати, в патриаршьей церкви столько было - и раскольниками называли. А в последнее время закрепилось - старообрядцы".
Липа хорошо поддается резьбе. Поэтому в старые времена из липы делали иконостасы. А иконы писали на дубе. О прочности этого дерева ходят легенды. Как и о твердости веры старообрядцев. Первая, рождественская церковь появилась в Вилково с приходом липован. По преданию, на самом твердом участке в плавнях беглецы поставили свой деревянный храм.
Здесь все на виду и священников выбирают сами люди. Настоятель церкви готовит себе преемника из прихожан. Но демократия у старообрядцев только кажущаяся. Церковные правила так же строги и незыблемы, как двести, и триста лет назад. Реформы не коснулись первозданности православной веры. Липоване отстояли традиции предков. В дунайских плавнях возник город. Но за всю двухсотпятидесятилетнюю историю Вилково не было случая, чтобы старообрядцы конфликтовали с представителями других конфессий, чьи храмы тоже есть в городе.
Прошли те времена, когда Вилково был закрытым городом. И попасть сюда могли только близкие родственники местных жителей, командированные, да военные. Сегодня "украинская Венеция", как еще называют Вилково, открыта для всех. Но до сих пор тихий городок в устье Дуная больше известен за границей, чем в собственной стране".
Вилково - земля обетованная липован-старообрядцев - находится вдали от больших городов. Первозданная природа, созданная богом и почти нетронутая человеком, кажется раем. Здесь течет размеренная жизнь людей, сросшихся с этой рекой, бескрайними тростниковыми зарослями, прибрежными вЕрбами, без проблем и потрясений большой земли. Но первое впечатление обманчиво. Стоит вглядеться в усталые глаза мужчин и обеспокоенные лица женщин, присмотреться к домам и дворикам, прячущимся за цветущими деревьями, и становится понятно, с какими трудностями приходится сталкиваться тем, кто так любит этот камышовый край.
Раньше в Вилково жили лучше. Был порт, был крупный рыбоперерабатывающий завод. Молодежь училась и возвращалась после в родной городок. Потому что тогда была работа и за нее платили деньги.
Для того, чтобы сходить в гости к родственникам на соседнюю улицу местным жителям нужно брать в руки весла. И к огороду, без которого сегодня сложно прокормить семью, можно добраться только по воде. Потому что улицы в Вилково заменяют каналы, которые здесь называют ериками, а главный вид транспорта в городке - это просмоленные лодки.
Есть о чем посудачить вилковчанам. Весна в этом году выдалась дождливой. Но странное дело, вода почему-то еще не поднималась - не подтапливала ухоженные грядки и не размывала илистые берега улиц-каналов. Как в прошлые годы. Как бывает почти всегда, когда разливается Дунай.
Есть что вспомнить старикам и что обсудить. Хоть новостей в Вилково не так и много. "А помните, как в конце войны немцы гнали местных в плавни резать камыш? Как вывозили его целыми вагонами? И сегодня режут. Тростник-то нынче в цене.
Иван Карасев, житель города Вилково: "Молодые люди кинулись, хоть и по воде, хоть и платят по 30 копеек за пучок. Но он набил 10 пучков - это уже 3 рубля, набил 40 пучков - уже он что-то имеет. Некоторые ребята говорят, что можно и 12, и 25 рублей заработать. Хоть он приходит наморенный, но жинка знает, что он заработал. Знает, что она может и хлебушка пойти купить и килограмм рыбки, и мужика проводить на работу".
Долго стояли невостребованными камышовые заросли. Пока в Европе не разглядели в дельте Дуная ценное сырье. И потянулись на запад, в Германию и Голландию, груженые отборным тростником огромные фуры. Тростник считают экологически чистым строительным материалом и там, за границей, из него будут делать крыши домов для обеспеченных европейцев. На заготовку и переборку камыша ходят целыми семьями. Ивановы, Гончаровы, Карасевы готовы резать и вязать тростник за сущие гроши, потому что для многих из них это - единственный источник заработка.
Весеннее солнце согревает не только озябшую от зимних ветров землю. Оно вселяет надежду на то, что нынешний сезон лова сельди будет удачным и поправит семейный бюджет рыбака. Дунайская селедка никогда не уходила от родных берегов, в отличие, например, от керченской. Путина за путиной всегда дают хороший улов. Не зря в Вилково больше ста лет работал большой рыбзавод, не зря уже несколько лет вокруг него бушуют страсти. Владеть заводом в этих местах - дело прибыльное. Ведь кроме сельди Дунай богат и другой, ценной, рыбой. Хотя квоты на ее лов ограничены. Но чаще не жажда наживы гонит вилковчан на широкую реку. Нужда заставляет игнорировать запреты и снова и снова ставить сети в бескрайних плавнях.
Иван Карасев, житель города Вилково: "В прошлом году была зараженная, два месяца была такая суматоха. Рыбакам надо ехать рыбалить, а тут запрет. С Киева пришло, Одесса запрещает. А людям-то надо чем-то жить, пришла путина. Тут же перезимовали, все голодные".
Коренной вилковчанин вспоминает послевоенные годы. Жизнь на реке всех научила быть осторожными. Тогда за одну украденную селедку давали год тюрьмы. Сегодня за это не сажают. Больше неприятностей доставляют химкомбинаты выше по течению. И соседи-румыны, норовящие всякий раз скрыть аварии на своих предприятиях.
А когда-то давно не было на Дунае никаких заводов и уж тем более квот на лов рыбы. Никто не вывозил высокий камыш, а резали его только для своих хат беглецы-староверы. Обмазывали илом и молили бога, чтобы большая река не смыла их ветхие жилища. С тех пор прошло два с половиной столетия, но они по-прежнему пьют сырую воду из Дуная. Несмотря на все запреты. Говорят - привыкли с детства. Так делали их отцы и деды. Такие же, как они, липоване.