Олесь Санин: "Современное кино - это фаст-фуд" [ Редагувати ]
Олесь Санин уже довольно известная личность в украинской культуре. Недавно он побывал на Кубе, где снимал фильм об этом острове и наших соотечественниках, участвовавших в Карибском кризисе 1960-х годов. Режиссер поделился своими впечатлениями от поездки на остров Свободы.
- Слышала, вы ездили что-то снимать на Кубу...
- Это документальный фильм, который мы снимали за частные инвестиции. Продюсер ленты - Валерий Боровик. Мы решили делать проект о современной Кубе - последнем оплоте коммунизма. А перед тем как поехать снимать Кубу нынешнюю, натолкнулись на одну интересную историю. Перед Карибским кризисом во многих воинских частях ночью по тревоге подняли наших восемнадцатилетних ребят, в основном украинцев, вывезли в учебный лагерь, приказали снять с себя все военное, переодели в рубашки в клеточку, полотняные штаны, дали с собой фуфайки и пайки, загрузили в трюм танкера и увезли в неизвестном для них направлении. И только через 12 дней путешествия солдаты поняли, что они в Карибском море, плывут на Кубу. Там их высадили и объяснили, что они - работники сельского хозяйства. Таким образом, фактически целая армия незаконно попала в другую страну. На Кубе они строили советские военные базы, ракетные установки, аэродромы для стратегических бомбардировщиков. Им было запрещено писать письма, и жили они, конечно, не под своими именами. История этих ребят, таким странным образом попавших на Кубу и находившихся там, пока их не разоблачили британская и американская разведки, заинтересовала нас. Поэтому фильм и о них тоже.
- Вам удалось найти кого-нибудь из этих людей?
- Да, мы нашли их. Кстати, страны бывшего Советского Союза только недавно признали, что их люди действительно там находились. Ведь в те времена уничтожалось все, даже военные документы. Сейчас они признаны участниками боевых действий. Они плыли на Кубу, как рабы. Как рабы времен Британской империи, которых из Африки везли на невольничьих кораблях на остров Свободы. Самое странное, что на этом острове, где остановилось время, мы фактически сняли иллюстрацию того, что они нам рассказали, но уже сегодня, более чем через сорок лет. И это фантастика! Там, на площади у Капитолия, стоят фотографы, снимающие старинными фотоаппаратами дагерротипы туристов. Наши герои показывали нам фотографии оттуда, и мы так же фотографировались, и даже фотограф был тот же, только старше на 45 лет.
- Вы раньше были на Кубе?
- Нет, не был, но я много о ней читал, знал, многие мои знакомые там были. У нас фактически было приглашение лично от Фиделя. Нам хотелось снять его, услышать, что он думает теперь о мире и об Украине в частности. Но как раз перед нашим отъездом президент Украины подписал в Соединенных Штатах документ, согласно которому Украина обязуется бороться с тоталитаризмом в Беларуси, на Кубе и во всех остальных странах. И Фидель не захотел сниматься, хотя без камеры с нами пообщался.
- И как вам Фидель?
- Это человек, с которым невозможно о чем-то договориться. Это человек не то чтобы авторитарный - вокруг него вращается мир. Абсолютный император своего острова. Кубинцы очень любят Фиделя, он им понятен, он за них переживает. Это действительно феномен лидера, не делавшего ничего для себя лично. Его внутренняя идеология - жизнь для других. Поэтому он и находится в вечной войне с теми, кто делает все только для себя, главным олицетворением чего является Америка.
- Эта лента предназначена для телевизионного показа?
- Мы снимали, используя новейшую технологию цифрового кино "Хай Дефинишн". Картина телевизионная, ведь рынок современного документального кино на 90 процентов телевизионный, но ее при желании можно будет перенести на кинопленку. Поэтому если какие-то кинофестивали захотят показать ленту, то это возможно.
- Вы снова с Михальчуком снимали?
- Да. Мы с ним почти постоянно снимаем. "Постоянно" - это как только появляется малейшая возможность у обоих. Находим время, отказываемся от других проектов, даже от тех, которые более финансово интересны для наших семей, а для нас - нет.
- Что больше всего поразило на Кубе?
- Люди. Их видение мира, как они переживают ситуацию фактического тления социализма. Парадокс в том, что все кубинцы, которых мы расспрашивали, ненавидят социализм и очень любят Фиделя. Он для них абсолютный бог. А Куба - это действительно остров Свободы, во всех смыслах этого слова. Место, где замирает время, где нет зимы, лета. Где нормально сосуществуют разные культуры и цивилизации.
- Будет ли премьера этого фильма?
- Думаю, что до конца года мы сделаем премьеру. И возможно, так случится (поскольку сейчас к этому возник большой интерес), что мы сделаем прокат в кинотеатрах. Это очень динамичная работа. Не клип, но очень музыкальный фильм. Он как сама Куба, где все люди поют и танцуют. Если на улице заиграет музыка, кубинцы бросают все и танцуют сальсу. Причем ребенку может быть только год, и он идет с чужими людьми танцевать. Ты просто берешь его за руку. У кубинцев даже есть анекдот о том, как стоит на трибуне Фидель и говорит: "У нас плохо с экономикой, потому что мы много танцуем. Надо меньше танцевать, больше работать". И народ начинает скандировать: "Меньше танцевать, больше работать!!!" И начинает танцевать под этот ритм, под эту музыку. Кубинцы живут одним днем в лучшем смысле этого слова. Первое, что начинаешь понимать, когда попадаешь на Кубу, - это "маньяна" - завтра. Они постоянно говорят "маньяна" - все завтра. Что-то надо? Будет завтра. И переубедить их невозможно! Во всех разговорах кубинцев во времени нет "позавчера". У них есть максимум "вчера". Поэтому для них Колумб - практически односельчанин. Это нация детей.
- Ваша жизнь изменилась после "Мамая"?
- Да, изменилась. Внимание людей - это ответственность, тем более в ситуации, когда все спрашивают: "А что же делать?" - и воспринимают как панацею. Лепят нерукотворный памятник. Я тут ноги ломаю, потому что начал бронзоветь.
- Олесь, у вас столько разнообразных увлечений: и скульптура, и музыка, и кино. Что же все-таки основное? Режиссура?
- Основное - жизнь. Интересно жить.
- А чем интереснее заниматься?
- Есть люди, которые занимаются чем-то одним - отшлифовывают профессию... Но на самом деле кино и профессия кинорежиссера - это впечатления от жизни. Впечатления от восприятия тобой мира, историй, которые ты переживаешь. А для меня кино - это не какой-то апофеоз красоты или место, где я нашел себе приют. Это одна из форм, в которой мне иногда нравится работать. Для меня не станет трагедией, если я не буду снимать кино. Возможно, мне будет плохо, но я найду выход в другом. Я занимался театром, мы с друзьями делали видеоинсталляции, экспериментировали. Снимал музыкальное видео. Потом было "Евровидение", как сдача организмом крови, когда приходят и говорят: "Есть задача правительства..." А ситуация такая, что надо было за полтора месяца сделать 50 рекламных роликов страны! Это вообще невозможно. За неделю можно сделать один, ну полтора. И пришлось создать целую машину, которая бы заработала. Но я не могу этим заниматься все время... Искусство должно быть легче. Оно должно нести людям радость, а не соответствовать каким-то факторам государственных приоритетов.
- Художник должен быть аполитичным?
- Художники - это люди, у которых организм обречен вибрировать вместе с окружающим миром. Даже если человек говорит, что он аполитичен... Человек, продающий на базаре помидоры, аполитичен, но цена, по которой он продает, зависит от политики. И откровенная аполитичность художника - это тоже политика. Я считаю, что не должен художник идти в политику. Это для него смерть, смерть в нем шута. Если поэт пошел в народные депутаты, он перестал быть поэтом. Раньше цари, императоры обращались за мудростью к поэтам. Так как поэты были свободны, они мыслили другими категориями. Они думали иначе. А если человек прельщается местом придворных художников, ему ненадолго хватает пороха.
- Художник должен быть голодным?
- Нет, его работа должна быть оплачиваемой. Если игрушка, которой ты занимаешься, - кино и если оно стоит миллионы, и ты отвечаешь за это своими художественными решениями, то это не может быть бесплатным, поскольку это товар. Если ты основной среди генераторов креатива этого товара, то твой труд должен быть высокооплачиваемым, так как это дает тебе возможность быть свободным. Свободным от соблазна с голодухи просто продавать свою профессию, а не заниматься ею для какой-то высшей цели. Голод должен быть не в этом: художник не должен останавливаться. Он не может быть сыт своими призами и славой. Это внутренняя мораль художника, она им движет, именно поэтому ты не можешь сидеть на месте. Многие не могли этого пережить. Их провоцировала какая-то власть, давая премии, призы, регалии. И они уже ходили напыщенные: я член Союза кинематографистов, народный артист и тому подобное. Это ложная система символов.
- А те, кто говорит, что работает для себя?
- А зачем ты тогда взялся за эту профессию? Кино не может быть для себя. Это абсолютно публичная деятельность. Я для себя делаю музыкальные инструменты.
- Для скульптуры остается время?
- Остается. Это для себя. Хотя тоже не совсем для себя. У меня есть два проекта, даже получившие буржуазные призы. Я придумал такую штуку, когда скульптура становится делом технологии, от человека идет только креатив, а во все остальное он не вмешивается.
- Это что, из каких-то природных материалов?
- Нет-нет. Я по заказу одной автомобильной компании делал рекламу, не откровенно коммерческую, а именно с художественными акцентами. И снимая видеоарт этой автомобильной компании, где машины постоянно разбиваются о стену, договорился с каскадерами, чтобы они сидели в машинах вместо кукол. А я когда-то работал со специальной скульптурной пеной и выяснил, что есть такие пенные растворы, которые чрезвычайно быстро, за долю секунды, застывают. Так вот, в подушках безопасности мы вместо сжатого воздуха использовали эту пену. Во время удара пена застывает и на ней остается отражение эмоций, лица человека, только что ударившегося о стену. Сделали бронзовые бюсты, и вышел некий "Сад бронзовых скульптур", некая "Ода жизни", а внизу - экран, на котором демонстрируется видео с самим процессом удара.
- У нас это нигде нельзя увидеть?
- Коллекция в Италии, но сейчас ее возят по всему миру. Современный мир дожил до таких форм. Мне пришлось выставляться со скульпторами, которые покупают тела людей и специальным способом их препарируют. Я был шокирован. Но это тоже часть современного медиа-мира, разрывающего на куски, разбирающего на молекулы человека.
- Фильмы вас еще поражают?
- В последнее время мало. Меня поражает другое. То, как изменилось кино. Меня поражает то, что кино превратилось в товарную индустрию. И кино, если сравнивать с какими-то блюдами, уже не изысканный ресторан, а какой-то фаст-фуд. Такую идеологию навязывают продюсеры, им так проще жить, создавая более прогнозированный продукт, и легче найти деньги. Однако искусство всегда из-за этого страдает, ведь искусство - вещь непредсказуемая, неожиданная, экспериментальная. А это как раз то, что мешает прагматичным людям искать деньги. Кино - весьма недешевое удовольствие и очень рациональное с точки зрения производства и подготовки. И произведений искусства в кино можно встретить намного меньше, чем в других сферах. Потому что это бизнес, шоу-бизнес, это то, что должно развлекать людей и собирать деньги. Прежде всего. И для США характерна эта идея фаст-фуда, быстрых денег, казино.
- Неужели все так пессимистично?
- В последнее время я открыл для себя независимое американское кино, о котором я фактически ничего не знал. А недавно меня еще поразил не столько сам фильм, сколько сам факт его существования. Я был членом жюри на специфическом фестивале любительского кино. И лучшим фильмом признали картину режиссера Ирины Левчанивской. Старушке 92 года, на сегодня она старейший фотограф на планете. Она сняла фильм о своем соседе. Он вышел на пенсию и стал создавать скульптуры, абсолютно наивные, из цемента, кирпича, глины. Изображал в своем саду каких-то обнаженных русалок, членов Политбюро, своих знакомых. Дарил людям красоту. И этот человек еще при жизни вошел в пятерку лучших скульпторов жанра наивного искусства в мире. А на следующий день после его смерти родственники уничтожили все, что он сделал, и продали дом. Сейчас там особняк какого-то богача.
Олесь Санин - режиссер, оператор, продюсер, актер. Родился 30 июля 1972 года. Учился в КГИТиК им. И. Карпенко-Карого сначала актерству (1989-1993), потом режиссуре игрового фильма (1993-1998). Как режиссер поставил такие документальные и игровые короткометражные фильмы: Maestro, "Матушка Надежда", "Буря", "Холодно", "Пустынь", Akvarel, "Нация. Лемки", "Грех", "Рождество, или Как гуцулы конца света ждали", а также шесть документальных сериалов и программ. Лауреат украинских и международных фестивалей. Режиссер ленты "Мамай" - первой украинской картины, технологически созданной согласно всем современным требованиям.
Леся Коверзнева, "Без Цензуры"