В 2025 году Россия будет идти своим путем. Средним... [ Редагувати ]
Институт Анализа Международной Политики (The Institute for Foreign Policy Analysis) опубликовал аналитическое исследование "Стратегические Парадигмы 2025: Планирование безопасности США для Новой Эры". Значительная часть исследования посвящена анализу будущего России и других постсоветских государств.
The Institute for Foreign Policy Analysis считает, что безопасность и спокойствие Европы во многом зависит от внутреннего устройства России. Будущее России непосредственно влияет на будущее Европейского Союза и на судьбу блока НАТО. Однако то, каким образом Россия может повлиять на будущее Европы намного понятней, чем будущее самой России. Возможно, будущее России намного менее предсказуемо, чем будущее любого другого государства или региона. Радикальные изменения, которые произошли в России за последние десять лет показывают насколько опасно делать подобные предсказания. По прогнозу, можно представить три варианта будущего России.
Авторитарная Россия.
Страна будет проводить конфронтационную и крайне активную политику вблизи собственных границ, в Европе и Средней Азии. Она будет оценивать процесс расширения НАТО и консолидацию Европейского Союза с одних и тех же позиций. Экономика России будет действовать неэффективно, иностранные инвестиции будут крайне ограничены. Главными источниками валюты будут энергоносители и военная техника, поставляемые за рубеж. Реальная власть в стране будет принадлежать силам безопасности. Внешняя политика будет крайне националистической. Основой стратегии безопасности будет опора на ядерные силы.
Демократическая Россия с рыночной экономикой
Страна будет активным и полноценным партнером Запада. Власть в государстве будет сконцентрирована в Москве, однако региональные интересы будут учитываться в полной мере. Россия будет сотрудничать с НАТО и совместно проводить миротворческие операции. Россия примет активное участие в процессе глобализации и обнаружит в нем не только проблемы, но и преимущества. Ее политика в области обеспечения национальной безопасности будет в минимальной степени зависеть от концепции внешних угроз. Третий вариант - компромиссный между двумя этими крайними сценариями.
Россия останется весьма сложным и непоследовательным партнером в области международных отношений. Федеральная власть будет стремиться приобрести как можно больше влияния, наталкиваясь на возрастающее сопротивление регионов. Россия смирится с первым этапом расширения НАТО, но будет яростно протестовать против дальнейшего расширения этого блока. Концепция национальной безопасности будет в небольшой степени опираться на ядерный арсенал. Если Россия пойдет по этому - среднему - пути развития, то она будет играть активную роль в противодействии действиям Запада, однако ее возможности противостояния Западу будут серьезно ограничены.
Прогноз экономических возможностей, которыми Россия будет обладать в 2025 году обусловлен рядом сложных вопросов, на которые пока нет ответа: политической ориентацией страны, возможностью создания эффективных вооруженных сил, а также возможностью создать мощное, централизованное государство. Здесь также возможно три сценария развития событий.
Первый вариант.
Россия успешно преодолеет нынешние экономические трудности и найдет в себе силы реформироваться. Реформы будут опираться на имеющийся в стране потенциал: огромные сырьевые запасы и образованную рабочую силу. Эти факторы могут обеспечить долговременный рост экономики. Однако этот путь требует активного сотрудничества с западными фирмами в области создания инфраструктуры, особенно в сфере транспорта и энергетики. Большинство экономистов единодушны в том, что Россия будет не в состоянии добиться долговременного экономического успеха без полного включения в глобальную экономику и без создания условий, которые позволят широко проводить крупномасштабные инвестиции западным компаниям.
Второй вариант.
Россия не будет проводить радикальных реформ и будет достигать экономического прогресса за счет уже реформированной экономики. Результатом могут быть повторяющиеся финансовые кризисы, с которыми Россия будет бороться, например, с помощью выпуска в обращение большего числа рублей. В этом случае, экономика страны будет постоянно находиться в состоянии рецессии и иногда депрессии. Иностранные инвестиции будут весьма ограничены, местные производители будут выигрывать не за счет производства лучших товаров, а за счет протекционистских мер, которые будет принимать государство для защиты отечественных производителей. Такая политика не позволит добиться успеха российским компаниям. Согласно этому сценарию, экономика России не станет частью глобальной экономики, однако она сможет существовать долгое время за счет эксплуатации сырьевых запасов страны и наращивания внешнего долга. В этом случае, экономический коллапс России станет неизбежным, что может повлечь за собой раздробление Российской Федерации и, как последствие, резкий рост российского национализма и антизападных настроений.
Третий вариант - промежуточный.
В этом случае Россия будет обладать какой-нибудь формой гибридной экономики, которая будет равно далеко отстоять от предельно централизованной системы советского времени, так и от реальной рыночной экономики. Россия не будет защищаться от проникновения импортных товаров установкой тотальных протекционистских барьеров, однако сохранит их в некоторых сферах. Иностранные инвестиции будут концентрироваться лишь в нескольких отраслях, например в нефтегазовой промышленности.
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что экономическое развитие России приведет к установлению в стране стабильной демократии. При этом экономические трудности и кризисы, наоборот, могут привести к росту национализма или даже возврату к авторитарной форме правления. В настоящий момент наиболее возможными кажутся два варианта политического развития России - демократия или авторитаризм.
Развитие демократии в России кроме влияния экономической ситуации будет зависеть от многих иных факторов. К примеру, в стране отсутствует успешный опыт демократического правления. Поколение политических лидеров, ныне управляющих страной, вышли из коммунистического прошлого. Они привыкли использовать общественное доверие для получения персональной выгоды. Эта тенденция была заметна в конце правления президента Бориса Ельцина.
Российская политическая культура тесно связана с ростом влияния организованной преступности. Огромное влияние преступности на все сферы жизни общества привело к тому, что россияне связывают отсутствие порядка и законности с демократией. Спецслужбы в России традиционно служат интересам власти, а не общества и благодаря этому оказывают крайне негативное влияние на формирование демократического общества.
В тоже время, существует ряд факторов, которые препятствуют возврату России к авторитаризму. Российские избиратели в подавляющем своем большинстве предпочитают не голосовать за кандидатов с авторитарными лозунгами - фашистскими, коммунистическими или националистическими. Фашизм традиционно вызывает отторжение в России, тем более, что большинство жителей России стремятся на ассоциировать политику с проведением определенной этнической или национальной линии. И Российская Империя и Советский Союз были мультиэтническими обществами, которые, в большинстве случаев, не использовали расизм в качестве идеологического базиса.
С исторической точки зрения национализм более возможен. Националистически настроенные лидеры могут воспользоваться лозунгом восстановления могущества России и привлечь население, в особенности, армию, для установления какого-либо типа военного режима. Восстановление коммунистической формы правления в той или иной форме также маловероятно. Добрые воспоминания о стабильности советских времен популярны среди пенсионеров и пожилых людей, однако большинство россиян отнюдь не жаждут возвращения к временам террора и тотального дефицита. Кроме того, могущественные элементы российской политической системы, такие, как мафия и олигархи, настроены оставить Россию рыночно ориентированной страной.
The Institute for Foreign Policy Analysis считает, что основываясь на этих факторах можно с высокой долей вероятности предположить, что к 2025 году в Россия не будет не демократии западного типа, ни ужасной диктатуры. Большинство частей российской политической и экономической системы более настроены идти неким средним путем, точные черты которого сегодня предсказать невозможно.