Злополучный рейс [ Редагувати ]
От Украины до Южноафриканской Республики - несколько тысяч километров. Чтобы преодолеть этот путь, самолету нужны сутки, кораблю - порой даже месяцы. Дальнее расстояние уменьшает степень интереса к происходящему на Юге Африки. У большинства южная часть черного континента - ассоциируется с апартеидом, сафари и вуду. Но это не так. Вуду популярны на Западе Африки, апартеид ушел в прошлое двенадцать лет назад. Осталось только сафари - охота на львов. История, ради которой мы отправились в Южную часть континента, чем-то сродни сафари, в ней тоже есть загонщики. Есть и добыча, загнать которую оказалось не так легко. Не то, чтобы загонщики были дилетантами - следователи ЮАР достаточно опытные люди, знающие свое дело. Просто те, кто стал объектом внимания правоохранительных органов, не захотели сдаваться без боя.
Мы едем в Южную Африку, поскольку получили сообщение об аресте четырех человек, обвиняемых в перевозке нелегалов. Трое - украинцы, один - поляк. Все они - члены команды корабля "Африкэн Калахари". Мы довольно часто имеем дело с фактами транспортировки мигрантов украинскими судами, но случай с "Африкэн Калахари" оказался непростым. Двое из семи нелегальных пассажиров погибли, и моряков обвинили в том, что они вольно или невольно стали причиной их смерти. Судьба украинцев до сих пор не решена, их будущее - в руках южноафриканского правосудия, которое так непохоже на отечественное. Мы хотим разобраться в том, что стоит за обвинениями и рассказать о том, о чем моряки предпочитают не говорить, когда возвращаются на берег.
Всего три недели назад, двадцать восьмого декабря 2005 года, "Африкэн Калахари" находился в кенийском порту Момбаса. Вращались башни портальных кранов, к причалу один за другим подъезжали тягачи с контейнерами, суетились чернокожие рабочие. Шла погрузка. Капитан, поляк Кшиштоф Лешкович, спешил. Для него, довольно молодого человека, было важно показать владельцу корабля, что под его руководством судно может работать в режиме экономии, ведь каждый лишний день простоя означает штрафные санкции. А значит - убытки. Собственник корабля, греческая компания "Энтерпрайз", вложила немалые деньги. И рассчитывала на прибыль. Команду "Калахари" вполне можно считать моноэтнической - Лешкович был единственным поляком на борту. Остальные двадцать два, от второго человека на корабле - старпома, до последнего матроса наняты по просьбе грека-судовладельца Одесской Крюинговой Компанией. Корабль - это не просто средство передвижения или доставки грузов. Это огромный организм, частью которого является команда, а его мозгом и волей - капитан. Его слово на борту - закон, как бы к этому человеку не относились остальные члены экипажа. От того, насколько четко выполняется каждый приказ, зависит безопасность и даже жизнь каждого, кто находится на судне. Правда, бывают случаи, когда капитан не знает, сколько человек - на борту.
Двадцать восьмое декабря. До Нового Года - считанные дни. Моряки знают, что от Момбасы до южноафриканского порта Дурбан - около недели пути. Старпом Николай Кузин работой команды доволен. Хорошо потрудились - можно и отдохнуть. К вечеру погрузка была закончена, и "Африкэн Калахари" отчалил от кенийского берега. В тот день никто из команды не знал, что количество людей на борту увеличилось на семь человек. Морской тяжеловоз шел вдоль африканского берега, Дурбан приближался с каждым днем. Большинство членов экипажа в этих краях не бывали, поэтому докучали наивными вопросами самому опытному человеку на судне, старшему помощнику Николаю Кузину.
Отпраздновали Новый Год. Наступило первое января. Через три дня после того, как судно вышло из порта Момбаса, до капитана стали доходить сведения, что на борту есть посторонние. Первого из семерых нелегалов обнаружили случайно - парень не выдержал многосуточного сидения в трюме и выбрался из контейнера, чтобы найти хоть какую-нибудь пищу и воду. Молодого человека стали допрашивать, но он рассказал только, что на борт пробрался в Момбасе, во время погрузки. Конечной его целью был любой из европейских портов, но капитан объяснил гостю, что судно идет через Атлантику, поскольку груз, который ожидает "Калахари" в Дурбане, предписано доставить в Южную Америку. Нежданный пассажир оказался разговорчивым, правда, почему-то забыл сказать, что кроме него на борту находится еще шестеро нелегалов. Всех их обнаружили на следующий день и поместили в соседнюю каюту - таковы законы морского гостеприимства.
Что делать с гостями? Поворачивать обратно в Момбасу или идти прежним курсом на Дурбан? Но тогда судовладелец рисковал потерять немалые деньги за утраченное время. Капитан знал об этом. Как, впрочем, знал и о том, что быть капитаном на таком корабле, как Калахари, не только выгодно, но и почетно. Желающих занять его место предостаточно, и Лешкович не горел желанием предоставить кому бы то ни было такой шанс. Почему он не повернул корабль? Скорее всего, рассчитывал, что благополучно расстанется с гостями где-то возле Дурбана. Просчет капитана состоял в том, что он понадеялся на разгильдяйство портовых служб и традиционный славянский "авось".
Верфь Мейден. Шестой причал. Именно здесь, примерно в двадцать тридцать по местному времени офицер портовой службы безопасности услышал плеск воды возле берега и крики о помощи. Он подбежал к причалу и увидел нескольких человек, которые пытаются выбраться на берег. Правда, сил для этого у них просто не хватало.
Лоизо Ногсумека, офицер службы безопасности: "Я услышал крик и подбежал к причалу. Странное дело - я увидел массу людей, которая плескалась в воде. Сначала я оторопел, но потом стал помогать выбраться на берег. Я даже не сразу понял, что это нелегалы. Первым делом нужно было вытащить их из воды, а уж потом спрашивать, кто они и откуда. Хотя, конечно, по особенностям говора было ясно, что они из Кении или Танзании."
Допрос нарушителей в круг обязанностей Лоизо не входит. Его дело задержать и доложить. Офицер связался со своим начальством и вызвал его к шестому причалу.
Фиделис Джвара вот уже несколько лет работает в службе безопасности Унконка. За это время дослужился до невысокой, но все же начальственной должности. С нелегальными мигрантами сталкивался часто, но вылавливать их из воды пришлось впервые.
Фиделис Джвара, руководитель отдела службы безопасности: "Они были вот здесь. На покрышку они забирались сами, а уж на бетон вытащили их мы. Выглядели они ужасно. Такие уставшие, дрожащие. Двое не смогли вылезти даже на колесо - срывались в воду. Я схватил одного руками, а напарники держали меня, чтобы я сам не свалился. Я тянул их, а они - меня. В общем, вытащили пятерых и усадили их здесь. Парни дрожали от холода, пришлось укутать их в одеяла, чтобы согрелись."
Очевидцем такого улова оказались и водители грузовиков из Зимбабве. Эвиденс Манионга - один из них. Причуда случая - имя Эвиденс можно перевести, как свидетель.
Эвиденс Манионга, водитель грузовика: "Я все видел. Как раз разгружался в районе шестого причала. Слышал, как они просили о помощи, а потом видел, как люди сидели на бетоне и дрожали от холода. Не помню, сколько их было. Поначалу полиции не было на пристани -с ними беседовали офицеры Унконки. Полицейские появились позже и забрали этих людей. Я привожу сюда грузы вот уже полгода. И могу сказать, что ничего подобного за все это время не видел."
Офицеры службы безопасности узнали название корабля, на котором путешествовали "зайцы". Путешественники рассказали, что поначалу их было семеро. Но на причале сидело только пятеро. Где остальные. Их так и не дождались. Через несколько часов корабль подошел к берегу. Капитан уже успел расписаться в документе, который подтверждал, что на борту Калахари нелегалов нет. Судно поджидали - инспектор полиции по фамилии Нкомо со своими людьми. В ночь на пятое января четверых членов команды взяли под арест, а на страницах газет появились сообщения о том, что украинцы причастны к гибели двух беженцев и попытке убийства пятерых.
Первое слушание дела состоялось десятого января. К этому времени полиция и прокуратура располагали лишь теми сведениями, которые предоставили пятеро беглецов из Кении. Сразу после того, как стало ясно, что двое нелегалов не добрались до берега, полиция устроила очную ставку пятерых мигрантов и моряков. Беглецы указали на старшего помощника Николая Кузина, третьего помощника Игоря Колесникова и матроса Сергея Стокалюка. Мол, эти люди, по распоряжению капитана отправили их за борт.
Фиделис Джвара: "Они сказали, что корабль находился недалеко от берега. Капитан, якобы, приказал бросить в воду веревку и сказал - спускайтесь вниз. Здесь очень серьезный контроль, и нам угрожают штрафные санкции. Они оказались в воде, и стали грести к берегу. Потом мы искали двоих, которые не смогли добраться. Подключилась полиция и водолазы, но никого не нашли. Потом тела обнаружили и, знаете, один труп был без руки. Ее откусила акула. Не знаю, правда, жив человек был, или акула терзала уже мертвого."
Вначале прокуратура возбудила дело об убийстве и покушении на убийство. Но мы выяснили некоторые детали. "Африкан Калахари" остановился в ста шестидесяти метрах от ограничительного буя. От него до берега - около трехсот метров. Выходит, судно находилось не более, чем в полукилометре от причала. Расстояние не слишком большое даже для начинающего пловца. Когда капитан через старпома потребовал от нелегалов - покинуть судно, те сразу согласились. Собрали свои пожитки и спустились по канату в воду. С берега их не было видно. Ни один из членов команды не угрожал им силой или оружием. Так, по крайней мере, выяснилось во время судебного заседания. Хотя поначалу доплывшие до берега беглецы утверждали совершенно обратное.
Учитывая, что явных мотивов для убийства нелегалов у капитана не было, прокурор Барри Гроин разрешил отпустить подозреваемых под залог. Примерно 20 тысяч долларов заплатила страховая компания по указанию владельца "Калахари". Украинцев поселили в коттедже, недалеко от моря. И сейчас вся их жизнь проходит в ожидании слушаний и казенных слов судьи, в которых зашифрована их судьба. но что на самом деле рассказали нелегалы - и на чем построена стратегия обвинения. и стратегия защиты.
Фиделис Джвара: "Они говорили, что спускаться в воду их просто заставили капитан и старший помощник. Заставили силой. А пока они были на корабле, их принуждали работать, в трюме, в машинном отделении, на кухне."
Впрочем, у капитана не было мотивов, чтобы совершить убийство, или покушение на убийство. Единственная цель, которую преследовал Кшиштоф Лешкевич - избежать огромных штрафов, грозивших, как ему казалось, за каждого из нелегалов. Капитана пугали те тысячи долларов, с которыми мог расстаться хозяин корабля. Поляк был уверен, что за беженцев ему придется заплатить около сорока тысяч долларов. Но оказалось - Лешкевича неверно информировали. Речь шла о сумме не в долларах, а в южноафриканских рэндах, то есть, как минимум, в шесть раз меньше. Ошибка экономного капитана обошлась гораздо большими потерями и для судовладельца, и для команды. На первое судебное заседание по делу "Африкэн Калахари" приехал консул посольства Украины в Южной Африке. Константин Гулик поначалу опасался, что греческая компания откажется от экипажа - как часто это бывает. Но владелец, капитан Фиссас, обратился за помощью к одной из лучших адвокатских контор в Дурбане. И тогда появилась надежда, что моряки вскоре вернутся домой.
Константин Гулик, консул посольства Украины в Южной Африке: "Украинский посол, к сожалению, находился на переговорах, и мы попытаемся связаться с ним по телефону".
Наиболее известный район обитания зайцев - Альберт-парк. Здесь сущестует своеобразная биржа труда для нелегалов. Они знают, что могут рассчитывать, по крайней мере на то, что их руки пригодятся при разгрузке или погрузке кораблей. Порт - источник существования. И жить надо как можно ближе к этому источнику. Именно поэтому район Альберт-парка - наилучшее место обитания. Отсюда - наилучший вид на морской порт. Белые обитатели Дурбана заглядывают сюда редко. Да и коренные жители Южной Африки предпочитают избегать общения с толпой бесправных, а потому отчаянных нелегалов. Но сегодня они не слишком агрессивны и охотно идут на контакт.
Судя по лексикону, этот парень поднаторел в практическом изучении русского языка. Так и есть. Прежде чем Даниель - заяц из Мозамбика, вышел на южноафриканский берег, ему довелось сменить немало судов, в основном, украинских и российских. Как говорит Даниэль, моряком он стал потому что на корабле, куда он пробрался, пришлось работать. А заодно учить русский. Вернее, морской его вариант. Впрочем, на английском Даниэль изъясняется куда лучше.
Даниэль, "заяц" из Мозамбика: "Мы специально ждали в порту пока подойдет российское или украинское судно. К примеру, выясняем, что после загрузки корабль идет в Южную Африку, а затем в Европу. Это наш транспорт. Мы ждем их потому, что русские и украинцы нормально с нами обращаются, не бьют, не унижают."
Дино, "заяц" из Мозамбика: "Кто сказал, не унижают? Когда я оказался на корабле, то несколько дней прятался в машинном отделении. На корабль попал так - в Момбасе устроился подработать и когда грузили контейнеры, незаметно проник в машинное отделение. Просидел там пару дней, ну, потом пить-есть захотел, и пришлось сдаться. Капитан был украинец. Он сказал мне - если хочешь добраться живым до Дурбана, придется работать. Если нет, еды не получишь. Я работал в машинном отделении, а когда на борт поднималась полиция, меня закрывали в специальном тайнике."
Южная Африка выглядит относительно благополучно на фоне соседей. Здесь сосредоточено более пятидесяти процентов промышленного потенциала континента. И неудивительно, что для парней из бедных южноафриканских стран, которые решились на нелегальное путешествие, этот регион представляется настоящим раем на Земле. Многие зайцы уговаривают капитанов высадить их не в самом порту, а ближе к пляжу. Добравшись до берега, они выходят из воды и смешиваются с толпой. Процент удачи велик, вот только полиция может изрядно подпортить шансы на успех. У регулярных патрулей на набережной Марина Пэрейд две задачи - дать возможность туристам почувствовать себя в безопасности и выловить как можно больше вновь прибывших нелегалов. Подозрительных останавливают, проверяют документы, а также - содержимое сумок и рюкзаков. Марин Пэрейд очень удобное место и для того, чтобы смешаться с толпой и попытаться стащить у зазевавшегося туриста толстый кошелек.
В районах, где проживают преимущественно чернокожие граждане ЮАР, обстановка ничуть не лучше. Нелегалы - объект постоянного контроля полиции. Но даже если стражи порядка и ловят "зайцев", то через некоторое время просто отпускают. Депортация одного человека обходится не так дорого - всего в стоимость авиабилета, но если эту сумму помножить на количество нелегалов, она может вырасти до таких размеров, что ее выплата способна будет разорить любое госучреждение. И все же САПС - полицейская служба Южной Африки - не может быть надежным заслоном на пути нелегалов. Полицейский механизм иногда дает сбои. И Даниэль, и Дино знают о случае в порту. Но оценивают его по-разному.
Даниэль: "Капитан сделал все, что мог. Он доставил их, спустил канат в воду и дал возможность доплыть до берега. Считаю, что он поступил правильно."
Дино: "Я считаю, что капитан совершил убийство. Как бы там ни было, он заставил их лезть в воду. И теперь на его совести две смерти. По-другому я это назвать не могу."
Петр Контуш - моряк из России. Живет во Владивостоке. Срок его полугодового контракта закончился и теперь второй помощник ждет вылета домой. Его судно - химический танкер "Кондор" тоже был выбран для переправки нелегалов. Маршрут - примерно тот же, по которому следовало судно "Африкен Калахари". Беженцев обнаружили в Дурбане, а затем пришлось везти их в Кейптаун.
Моряки не любят говорить на тему непрошеных гостей. Ибо на корабле может произойти всякое. Но вот этот человек, лицо которого мы не показываем по его просьбе, не раз сталкивался с перевозкой "зайцев". И однажды стал свидетелем того, как иммиграционные власти одной из стран посетовали, мол, вы бы от них лучше избавились.
Механик третей категории, проработавший 5 лет в районе Атлантики, вспоминает как на судно "Руро" в Алжире сели несколько "зайцев". Обнаружив путешественников , украинцы заперли их в каюте, правда, кормили и поили. После того, как беглецы сообразили, что их хотят доставить обратно, нелегалы попытались спрятаться на разгрузочной рампе. В результате - один случайно оказался за бортом. Парня спасти не удалось, его попросту перерезало кораблем.
Петр Контуш, второй помощник капитана танкера "Кондор": " А это как раз было после МС Руби, капитан очень испугался, начали писать объяснительные, что мы его все спасали, все делали, а когда приехали алжирские власти, и им доложили, что двоих вытащили из воды, оказали медицинское обслуживание, они говорят, что лучше бы вы их все утопили, нам бы меньше проблем было. Я так думаю, с ними там не церемонились. Плохо обращаются со стовевеями в их стране, там их просто ставят к стенке и убивают".
Сказано с оттенком черного юмора. Но в 1992 году моряки-украинцы решили, что в каждой шутке есть доля правды. Всего доля.
Историю корабля "МС Руби", ходившего под либерийским флагом, пресса окрестила "охотой на зайцев". В ноябре 1992 года судно с украинским экипажем на борту, осуществляло рейс из Ганы во Францию. Уже приближаясь к берегам французского Гавра, помощник капитана Валерий Артеменко обнаружил восемь нелегалов, спрятавшихся в трюме.
Чтобы избежать возможных осложнений, капитан Владимир Ильницкий и его помощник приняли решение избавится от непрошеных гостей, не извещая работодателя. Как сообщало агентство "Франс Пресс", сначала их заперли в трюме. Два дня они просидели без пищи, правда, им выдали три бутылки минеральной воды. Потом пленников парами стали выводить на палубу, расстреливать, а тела - отправляли за борт. Одному из обреченных, ганийцу Офузу Кингсли, чудом удалось спастись - он выбрался через вентиляционное отверстие. Оказавшись на свободе нелегал рассказал о случившемся руанской полиции. В тот же вечер было возбужденно уголовное дело.
10 декабря 1995 года процесс закончился вынесением максимально сурового для Франции вердикта : капитан корабля Владимир Ильницкий и его помощник Валерий Артеменко получили пожизненный срок, матросов Петра Бондаренко и Сергея Ромашенко, корабельного повара Олега Михайлевского приговорили к 20 годам лишения свободы. Шестого подсудимого, гражданина Грузии Джамала Аракхамию, который отказался участвовать в жестком "мероприятии", отпустили.
Наши украинские моряки долго отрицали свою вину. Затем принялись объяснять свою жестокость страхом потерять работу. Мол, если бы судовладелец об этом узнал, то контрактов на следующий рейс - им не видать. На то время месячная зарплата капитана составляла 900 долларов. Впрочем, выступая на суде представители компании заявляли - четких условий непродления контракта - в случае обнаружения на борту нелегалов - определено не было.
Во время следствия стало известно, что в качестве штрафа французские власти требовали 45 тысяч долларов за каждого нелегала. Таким образом по прибытии в порт, компания могла потерять более 405-ти тысяч.
Владимир Ильницкий, находясь в старинном замке La Ferte, где содержат особо опасных преступников, умер так и не дождавшись разрешения отбывать срок на родине. С того времени прошло уже 13 лет, но рассказывать что-либо об этой истории не хотят и сегодня. Крюинговая компания "Вишип", через которую набирали экипаж на судно "МС Руби", давать комментарии отказалась, дескать это было давно и говорить сегодня уже не актуально.
Один из моряков, который работал на африканскую компанию, в частной беседе рассказал похожую историю. На судне, которое направлялось в ЮАР, обнаружили "зайца". Узнав об этом, владелец по рации Отдал приказ капитану - помочь нелегалу сбежать. Когда полиция поймала незаконного путешественника, тот раскрыл тайну своего прибытия в Африку. Избежать проблем не удалось. А в другой раз украинским морякам пришлось даже сколотить для иммигранта плот. Мол, топить жалко, но и иметь неприятности с работодателем не хочется.
Петр Контуш, второй помощник капитана танкера "Кондор" (по телефону): "У нас есть инструкции как с ними надо обращаться. С ними надо обращаться деликатно. Они стали более грамотные, знают свои права, знают, что их будут защищать в Европе. Это головная боль на каждом судне".
Компания терпит большие убытки, если приходится возвращать нелегалов домой. Один день пребывания судна в море обходится в 20 тыс. долларов. В Украине больших денег морякам не заработать, поэтому неудивительно, что они пытаются вести себя с нелегальными туристами очень осторожно, дабы не попасть в неприятную историю. По словам механика, на зарубежных кораблях средняя зарплата капитана составляет от 3 до 7 тысяч долларов в месяц. Одним словом, терять есть что.
Конечно, история с Ильницким отличается от той, что произошла в Дурбане. Но тем не менее, все истории о перевозке нелегалов схожи в одном - в желании моряков сэкономить и страхе перед наказанием, а говоря проще - в боязни потерять тяжелую, но все же, любимую работу.
Мы так и не показали лица наших арестованных моряков. Процесс не закончен. Он обещает затянуться надолго, поэтому украинцы получили разрешение на жительство в ЮАР. И все же, есть надежда, что суд признает их невиновными.
Один из парней как-то спросил консула - а не грозит ли им смертная казнь. Никто не может пока сказать, чем рискуют украинцы. Но какой бы вердикт не вынес суд ЮАР нашим соотечественникам, шансы, что отбывать наказание они будут на родине, ничтожно малы. К тому же, проблему зайцев за счет посаженных под замок украинцев не решить. Она была, есть и остается - до тех пор, пока мир делится на бедные и богатые страны. До вторника.