Взгляд с экрана. Анализ политической рекламы [ Редагувати ]
Предвыборная кампания в разгаре. "Золотые горы" из политической рекламы сопровождают обывателя с постели, когда он по старой доброй привычке день начинает с телевизором и радио. Все партии кричат гражданам о том, чтобы не забыли проголосовать. За них любимых. В особенности это касается телевидения. Оно и понятно, ведь ТВ - король современного медиапространства. Что же вещают по "ящику" благородные державные мужи благодарному народу?
Лучше бело-синяя синица...
Партия регионов удивляет задушевностью, с которой пытается снова вернуть нацию к нашему прошлому. Оно и понятно - им сейчас нужно продержаться против соперника до финального свистка 26 марта. Потому политтехнологи Януковича и Ко не придумали ничего лучше, чем вставлять куда надо и не надо украинский двуколор и позиционировать себя как "сила и надежность". Нельзя спорить, что ПР на выборах наберет наибольшее количество голосов. Потому что сила у них реально есть. А с надежностью пока проблемы. Ведь украинцы до сих пор считают, что политику делают личности, а не команды, а это не совсем так.
Справедливости ради стоит заметить, что нарезка основных тезисов предвыборной программы этого блока на данный момент является самой конкретной.
Оранжевый архаизм
Откровенно провальным можно назвать и выступление НСНУ по телевидению. Апелляция к "майдановцам" уже не проходит. Когда слышишь, "Не зрадь Майдан!", хочется сказать, что не мы (в смысле народ) это сделали. Этот лозунг мог быть актуальным год назад. И тогда бы он действовал. А сейчас необходимо придумать что-то новое и незатасканное. Ведь после не совсем удачного для партии власти года призыв к людям, которые за них стояли на Майдане, не допустить реваншизма звучит некорректно.
С другой стороны, старт предвыборной гонки великолепно был положен на рождественский мотив. Но это послание могут понять больше жители Западной Украины. Чтобы не проиграть, необходимо наступать. А НСНУ этого не делает. Скромность - залог неудачных выборов. Создается впечатление, что у оранжевых программы действий нет вообще.
Рекламисты говорят: "Чтобы продать товар один раз, достаточно завернуть его в яркую упаковку, чтобы продать много раз - нужно, чтобы товар был хороший".
МЫротворческий контингент
На фоне первых двух лидеров гонки литвиновский блок выглядит достойно и причесанно. Вот что значит определить правильно свою целевую аудиторию. И в возрастном цензе, и в социальном - государственные служащие, преимущественно интеллигенция. Ему это удается. Пропаганда себя как миротворца приносит свои плоды. Соотношение любящих и не любящих Литвина людей явно идет на пользу Владимиру Михайловичу.
Занимаясь миротворчеством, "МЫ" забывают о вечном славянском вопросе - "Что делать?". Вернее, не конкретизируют. С этой точки зрения мессиджей в роликах они проигрывают "регионалам", но берут верх над "нашистами".
"МЫ" подводят свой электорат к выводу: "Ваше светлое прошлое как залог Вашего спокойного будущего". Призыв конформистам к объединению. Но каким образом возможно помирить оранжевых и бело-синих, об этом МЫротворцы молчат.
Красный шедевр
Коммунистическая партия Украины должна быть благодарна персонально Петру Симоненко за "партийную чистку", произошедшую во время их учредительного съезда в декабре 2005 года. Он просто освободил молодому поколению дорогу, дав ему карт-бланш для предвыборной кампании. Существенное обновление коснулось буквально всего, в том числе и их телевизионных роликов, которые делались явно не россиянами. Остановимся подробнее на одном из них.
Главным героем этого без преувеличения маленького рекламного шедевра стал чилийский поэт и пламенный революционер Пабло Неруда, ставший, наравне с Че, Фиделем и Мао, символом перманентной революции 20 века. Ролик не содержит ничего, кроме эстетически совершенной картины написания очередного произведения поэта-гражданина, зовущего на бой с врагами.
Одновременно с этим, становится понятным сразу несколько вещей. Первое - это то, что КПУ решила всерьез бороться за голоса бывшей советской украинской интеллигенции, которой не чуждо знание поэзии, чувство вкуса и конформизм. С другой стороны, это видео, не содержащее никаких реальных лозунгов, может, однако, привлечь голоса молодежи.
Ведь данное произведение затрагивает потаенные струнки души практически любого не уставшего от жизни думающего человека, но никак не обывателя. Эта гипнотически красивая картинка явно поможет КПУ пройти в парламент.
Ты влюблен, и всерьез
Достойную конкуренцию клипу КПУ "Чилиец" может по праву составить видео от СПУ. Те, кто знает Александра Мороза - гражданина, а не Александра Мороза - политика, могут сделать вывод, что он написал сценарий этого ролика. Ведь он пишет неплохую интимную лирику, а, следовательно, он вполне может иметь отношение к созданию клипа.
Социалисты ничего не обещают, кроме защиты прав своих избирателей. О программе - ни слова.
Одноразовое "Виче"
Ну не верится, что все так плохо, как показывают ролики партии "Виче". Да и по-русски название партии звучит не очень. Однако видео не подкачало. Там Инна Богословская, специалист по одноразовым проектам, представила украинцам "План развития державы", который "готовился три года для простых людей". Основной мессидж избирателю таков: "Кто ничего не делает, тот и ничего и не имеет". Очень мудро. И ремарка о цитировании многостраничного "плана" студентами и политиками тоже великолепна. Если бы мелкий и средний бизнес с буржуазией существовали в нашем государстве как сильный социальный класс, партия "Виче" имела бы успех.
Однако Богословская, работающая с Пинчуком, в очередной раз себя зарекомендовала как профессионал высокого класса, играющая, однако, не за победителей.
Разочаровывающие нонконформисты
Конечно сценарий клипов "осы с орлиным клювом" был предсказуем. Но не до такой же степени. Первый ролик говорит нам о том, что "пора их спросить", своим посланием ставя свою силу в автоматическую оппозицию к существующей власти. А это не совсем так. Любому более-менее здравомыслящему человеку понятно, что "пористы" - не более, чем сателлит правящей партии.
У оранжевой молодежи, которая за них проголосовала бы, логично может возникнуть вопрос: "Это вы нам говорите?". А кто у вас спросит, чем вы отметились, кроме вербовки боксера в свои ряды, тяжбы со Зварычем и составления бестолковых черных списков? А отчего вы уверены, что за вас захотят проголосовать именно те, на кого ваша реклама рассчитана?
Во втором клипе фигурируют лозунги годичной давности, как и у НСНУ. О затертости и моральном устаревании таковых уже было сказано. Здесь "Пора-ПРП" наступает на те же грабли, что и их хозяева. А почему тогда, пока вы были в этот год при власти, вы не добились этого? Почему, по словам Луценко, очень много нежелательных элементов баллотируются в парламент.
А ведь "все так хорошо начиналось"! Яркий символ, не менее харизматичный тотем и достойная первая десятка. Почему нельзя было это обыграть?
Ведь телереклама является одной из основных составляющих любой предвыборной кампании государственного уровня.
Жестко, жестко...
Самым жестким и одновременно самым "заштампованным" видео является клип "Не так!". Агрессивная музыка, сопровождающая высказывания первой пятерки, заезженные лозунги, безаппеляционные выводы. После просмотра этого достаточно ординарного, но великолепно снятого клипа на душе становится слегка неуютно. Энергетика у него негативная. Такое ощущение, что Блок Кравчука идет в парламент не для того, чтобы "Украина имела право жить не так", а для сведения счетов с оппонентами из оранжевого лагеря. А политики "здравого смысла" по идее должны в первую очередь думать о процветании и стабильности государства, а не мстить. Хочется спросить, "Против кого дружите?"
Кроме вышеозначенной фразы Кравчука, этот достаточно постмодерный клип с неплохой картинкой поражает обилием старых лозунгов, которые могут использоваться любой политической силой даже не Украины, а мира. Здесь и несломленность, и обвинения, и аллюзии к украинскому традиционному семейному укладу, и обещание энергобезопасности.
Но единственным четким мессиджем является указка на главного виновника всех бед народа в 2005 году. Идеальное видео для реваншистов и ностальгически настроенных по эпохе Кучмы.
В общем, все силы не очень хорошо справились с заданием создания четкого телевизионного имиджа. У одних это получилось лучше, у других - не очень. То ли еще будет.