Ритуальный круг от "Божичей" [ Редагувати ]
В прошедшие выходные фольклорная группа "Божичи" играла в Театральном центре Киево-Могилянской Академии спектакль "Коло життя". Это первый опыт самостоятельной театральной работы фольклорного ансамбля. "Коло життя" - первая попытка фольклорной группы "Божичи" создать театральный проект своими силами. Хотя в 2001 году совместно с Центром современного искусства "Дах" ансамбль уже играл представление "В поисках потерянного времени".
Тогда спектакль высоко оценили профессионалы: он получил театральную премию "Киевская Пектораль 2001", премию театральных критиков "Киевский счет-2002", второе место во всеукраинском конкурсе молодых художников "Старт".
На этот раз "Божичи" решили рассказать о жизни украинского предвоенного и послевоенного села. Сюжетная линия спектакля строится вокруг символически-ритуального стола, на котором стоят водка, картошка, огурцы. За этим столом свадьбу празднуют и в армию провожают, радуются прибавлению рода и поминают, смеются, плачут и утешают друг друга. Слова сплетаются с народными песнями и танцами. Но это не "шароварная" показуха. Реальность ритуального действа настолько завораживает, что теряется чувство времени: зрители радуются и переживают так, будто все происходящее на сцене касается их лично. О том, как создавался спектакль, рассказал руководитель ансамбля "Божичи" Илья Фетисов.
- Илья, почему вы назвали постановку "Коло життя"?
- "Коло життя", во-первых, - это круг: то есть рождение, жизнь, смерть. Мы показали ритуалы таких ключевых моментов в жизни человека, как свадьба, проводы в армию, смерть и рождение.
- Фольклор каких регионов вы использовали в создании спектакля?
- Сумской, Полтавской, Днепропетровской, Черниговской областей. То есть мы не пытались показать жизнь какого-то определенного села в определенный период. Мы взяли некоторые элементы мировосприятия, музыки, танцев и попробовали построить свое собственное село. Поэтому "Коло життя" - это также "около жизни", вблизи жизни. Это наше село, это не какое-то реальное украинское село.
- Где вы находите фольклорный материал?
- Ежегодно летом мы ездим в большие фольклорные байдарочные экспедиции месяца на полтора-два - это святое. В декабре были на Днепропетровщине, в апреле собираемся туда снова.
- Чем "Коло життя" отличается от предыдущих проектов, поставленных в театре "Дах" Владом Троицким?
- Влад Троицкий никогда не был в селе, поэтому народную культуру воспринимал сквозь призму собственного, достаточно далекого от традиций, понимания. Из-за этого мы с ним постоянно спорили.
Главное, чем отличается наш спектакль "Коло життя" - он максимально приближен к реальным отношениям, реальному мировосприятию в крестьянской среде.
Мы добавили несколько новых сцен. Наш режиссер Сусанна Карпенко предложила сцену с рушниками во время свадьбы, символизирующими соединение двух жизней, а также женский танец с арканом. Дело в том, что аркан - это мужской танец. Смысл его в спектакле таков: все мужчины ушли на войну, никого не осталось, поэтому женщины танцуют мужской танец. Также появились новые песни, псалмы... Музыкальный материал очень сильно обновлен.
- Почему выбрали предвоенный и послевоенный периоды прошлого века?
- Мы показали, что предвоенные и послевоенные годы не были периодом исчезновения народной культуры. Однако сегодня мы видим ее упадок и в спектакле постоянно пытаемся это подчеркнуть. С одной стороны, да - мы отсылаем зрителя к периоду войны. Хотя на самом деле четко сказать, что это Вторая мировая война, нельзя. Просто песни, танцы взяты с тех времен.
С другой стороны, мы пытаемся обратить внимание на то, что фольклорные традиции, которые были еще живы полвека назад и которые мы показываем в спектакле, сегодня практически полностью исчезли.
- Насколько сильным, по вашему мнению, является сегодня влияние фольклора на украинский театр?
- К сожалению, сегодня в Украине есть только два театра, которые обращаются к фольклору: черновицкий театр "Голос" и киевский "Дах". Еще Олег Скрипка поставил "Наталку Полтавку". Кстати, он консультировался у нас, как танцевать. То есть даже в академический театр приходит настоящий фольклор. Но сегодня трудно избежать "шароварщины".
Не только обычные люди, но и те, кто работает в театре, слабо представляют себе настоящую народную музыку, песни, танцы, костюмы, обряды. Процесс познавания начался, однако идет очень медленно.
Христина Процив