Россия и ЕС подписали соглашение об облегчении визового режима [ Редагувати ]
В Сочи, где 25 мая проходит саммит Россия-ЕС, как и ожидалось, лидеры России и Евросоюза подписали соглашения об облегчении визового режима. Право на облегчение в получении Шенгенской визы получают бизнесмены, артисты, спортсмены, студенты, журналисты. Теперь этот документ должен ратифицировать Европарламент, передает "Эхо Москвы". Как заявил Владимир Путин, это соглашение вступит в силу уже до конца 2006 года.
Когда же Россия и Евросоюз договорятся о полной отмене виз, сейчас сказать не может никто. В проекте документа говорится, что целью соглашения является упрощение на основе взаимности выдачи виз для пребывания на срок не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней гражданам РФ и Евросоюза.
Предполагается, что сбор за оформление виз будет составлять фиксированную сумму - 35 евро. Стороны взимают сбор в размере 70 евро за оформление виз в случаях, когда ходатайство об оформлении визы и подтверждающие документы подаются заявителем не более чем за трое суток до предполагаемой даты выезда, передает РИА "Новости".
На саммите также предполагается подписать соглашение о реадмиссии. Однако главной темой саммита станет вопрос энергетической безопасности. Евросоюз хочет гарантий, что политика, проводимая Москвой, не отразится на поставках нефти и газа. ЕС хочет, чтобы РФ ратифицировала Договор к Энергетической хартии, разрушающий монополию "Газпрома" на трубопроводы. Путин же хочет лишь заверить европейских гостей, что РФ - надежный поставщик энергоносителей.
Как пояснил журналистам в преддверии саммита помощник президента РФ Сергей Ястржембский, лишь недавно удалось снять последние технические препятствия к подписанию соглашения. Три государства ЕС - Франция, Испания и Португалия в соответствии с их внутренним законодательством хотели, чтобы Россия заранее обозначила сроки ответа на возможный запрос о реадмиссии того или иного гражданина.
"Снятие этих препятствий дало зеленый свет подписанию двух долгожданных соглашений между Россией и Евросоюзом", - сказал Ястржембский. В соответствии с проектом соглашения о реадмиссии (возвращении нелегальных мигрантов), Россия обязуется принять гражданина своей страны, а также прибывших из РФ граждан третьего государства или лиц без гражданства, в случае, если они "не сооветствуют или перестают соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории запрашивающего государства-члена".
Аналогичное обязательство берет на себя и Европейский Союз в отношении своих граждан, а также прибывших в Россию граждан третьих стран или лиц без гражданства с территории ЕС, в случае, если они "не сооветствуют или перестают соответствовать действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории Российской Федерации".
Предполагается, что первые три года после вступления документа в силу Россия будет обязана принимать в порядке реадмиссии исключительно россиян или же граждан государств, с которыми у нее имеются соответствующие соглашения о реадмиссии.
"Этот переходный период достаточен для надежного укрепления наших границ, которое в принципе свело бы к минимуму количество нелегальных мигрантов, попадающих в Россию, в том числе с целью транзита в третьи страны", - отметил замглавы МИД РФ Александр Грушко. По его словам, нет никаких оснований опасаться, что "реадмиссионное соглашение с ЕС превратит нашу страну в сборный пункт мигрантов".
В Москве и Брюсселе не исключают, что соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии могут вступить в силу уже с будущего года. Эти два документа рассматриваются сторонами как важный шаг на пути к созданию безвизового режима. Тем не менее, и в России, и в Евросоюзе пока считают преждевременным говорить о сроках введения такого режима.
"Сегодня по срокам вы не найдете ни одного человека, который бы дал конкретные даты", - сказал журналистам Сергей Ястржембский. По его словам, соглашения об облегчении визового режима и о реадмиссии должны "поработать".
"За это время многие страхи о безвизовом режиме сами собой рассосутся. Мы увидим, что угрозы "черной миграции" - это фантомные угрозы", - сказал помощник президента, отметив, что в это время будут продолжены переговоры о введении безвизового режима.
На встрече в Сочи российскую сторону представит президент РФ Владимир Путин, европейскую - федеральный канцлер председательствующей в ЕС Австрии Вольфганг Шюссель, президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, генеральный секретарь Совета ЕС, высокий представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана.
Институт реадмиссии является новым феноменом в международном праве. После Второй мировой войны, когда в условиях восстановления разрушенной войной экономики действовало относительно либеральное законодательство в отношении трудовой миграции, западноевропейские государства начали заключать между собой соглашения о контроле за границами и обращении с незаконно прибывшими лицами, предусматривавшие ответственность сторон за незаконный въезд или пребывание собственных граждан на территории другой договаривающейся стороны.
Распространение подобных обязательств на граждан третьих стран и лиц без гражданства стало актуальным в 70-90-х годах по двум причинам. С одной стороны, основные программы въезда были заморожены в ответ на нефтяной кризис и резкий спад экономики, а с другой - политические изменения в Европе повлекли за собой увеличение объемов вынужденной миграции из постсоветского пространства и превратили государства Центральной и Восточной Европы из "поставщиков" мигрантов, в первую очередь нелегальных, в "транзитные коридоры" для них.
Сущность соглашений о реадмиссии составляют взаимные обязательства государств принять обратно своих граждан, граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории этой договаривающейся стороны.
Договоры о реадмиссии также предусматривают создание технических возможностей для управления процедурой и операциями по перемещению нелегальных мигрантов, а также установление правил возмещения затрат, защиты данных и соблюдение прочих международных прав и обязательств. Субъектами рассматриваемых соглашений могут являться не только государства, но и группы и объединения государств.
Так, Европейский Союз заключил два соглашения о реадмиссии (с Гонконгом и Шри-Ланкой), шесть первоначальных членов Шенгенских соглашений подписали такой договор с Польшей.
Соглашения о реадмиссии призваны служить инструментом борьбы с нелегальной иммиграцией, которая приобретает особое значение в свете отмены внутренних границ ЕС.
Свобода перемещения внутри - жесткий контроль на общей границе. Эта идея была воплощена в жизнь с принятием Амстердамского договора 1997 года, когда вопросы виз, убежища, иммиграции и некоторые другие, связанные со свободным перемещением людей, перешли к ведению ЕС и составили Титул IV Договора.
Кроме этого, Шенгенские достижения также стали составной частью права ЕС в соответствии с Протоколом к Амстердамскому договору. Таким образом, в настоящее время внутренние границы 15 государств Европы прозрачны и должны остаться таковыми при скором расширении ЕС; существуют единообразные правила в отношении допуска лиц третьих государств на территорию ЕС с краткосрочными визитами.
С точки зрения заключения Россией соглашения о реадмиссии с Евросоюзом, сложным представляется также вопрос о соотношении норм, применимых в вопросах регулирования миграционных процессов. Право ЕС обладает приоритетом над Шенгенскими достижениями и внутренним правом государств-членов по вопросам своей компетенции. В отношении условий долгосрочного пребывания государства сохранили полноту своих полномочий. Практика ЕС не разрешает данного вопроса, поскольку государства-члены и ЕС в целом не имеют соглашений с одними и теми же контрагентами по вопросам приема-передачи незаконных мигрантов.
Россия - доступный коридор для нелегалов. В настоящее время сеть соглашений о реадмиссии связывает участников ЕС, кандидатов на вступление и прочие государства, прежде всего, из СНГ.
В Европейских государствах существует мнение, что хотя Россия сама по себе и не является значительным миграционным донором, большой объем нелегальной миграции в ЕС проходит через РФ транзитом. Минимум два из пяти основных маршрутов, выделенных экспертами Европола, по которым нелегальные мигранты прибывают в ЕС, связаны с Россией. Для государств-членов ЕС выгоднее заключить соглашения о реадмиссии с Россией, чем пытаться выслать нелегалов на родину.