На саммите Россия-ЕС будут говорить об энергетике и Украине [ Редагувати ]
Для президента Путина саммит в Сочи станет чем-то вроде последней репетиции перед встречей "восьмерки" в Санкт-Петербурге. Как пишет "Коммерсант", российский президент поговорит с руководителями ЕС об энергетической безопасности и постарается уйти от темы демократизации.
В качестве собеседников Владимира Путина будут выступать глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, высокий представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана, канцлер председательствующей в ЕС Австрии Вольфганг Шюссель и еврокомиссары по международным отношениям и торговой политике Бенита Ферерро-Вальднер и Питер Мандельсон.
В частности, комиссар Ферерро-Вальднер считает, что саммит - хорошая возможность поговорить о вопросах энергетики, которые становятся все более важными в отношениях между ЕС и Россией, передает ИТАР-ТАСС.
"Европа потребляет больше энергии, чем производит, и наша зависимость от импорта повышается, - отметила она. - В течение десятилетий Россия была чрезвычайно надежным партнером и поставщиком, и никто ни в коей мере не ставит под сомнение подписанные контракты".
Однако для ЕС, по ее словам, ввиду повышения спроса на импорт имеет смысл обратить внимание на диверсификацию источников и маршрутов поставок, видов используемой энергии. "Ничто из этого не направлено против России: просто ситуация такова, что для надежности энергообеспечения нужна широкая база", - сказала Ферреро-Вальднер.
Как отмечает "Коммерсантъ", скорее всего, президент Путин в духе всех последних заявлений российских чиновников вновь заверит своих европейских гостей в том, что РФ является надежным поставщиком энергоносителей, и покритикует как общепринятое в Европе восприятие газовой войны между Москвой и Киевом, так и политику украинских властей в целом, отмечает издание.
Продолжая высказывать нелестные оценки в адрес Украины, Путин, очевидно, также не упустит возможность, чтобы постараться вбить клин между Киевом и ЕС в энергетическом вопросе. Москве очень не нравится инициатива Украины о ее присоединении к электросистеме Евросоюза, поэтому российский лидер наверняка посоветует собеседникам учитывать особые интересы Москвы в контексте перспектив соединения электрических энергосистем ЕС и СНГ.
Спор вокруг Украины далеко не единственная проблема между Россией и ЕС в энергетической сфере. Дело в том, что Россия, несмотря на давление ЕС, до сих пор не ратифицировала договор Энергетической хартии (Россия подписала Энергетическую хартию в 1994 году, но этот документ так и не был ратифицирован Госдумой) и не подписала протокол по транзиту, подозревая, что это дало бы ряд крупных преимуществ ее конкурентам. В российском правительстве считают, что энергетический протокол содержит ряд абсолютно неприемлемых положений.
"В Хартии много хорошего, позитивного, но некоторые положения нас не устраивают, - пояснил Ястржембский. - Мы хотим, чтобы она учитывала не только интересы ЕС, но и России. Поэтому мы хотим, чтобы были подписаны дополнительные протоколы к Хартии".
"Сначала мы подписали, потом разобрались и обнаружили, что она не полностью нас устраивает, - пояснил Ястржембский. - Бывают такие ситуации". Он напомнил в качестве аналогичного примера США и Киотский протокол.
По мнению Москвы, если она присоединится к этим документам, все вопросы транзита газа через Россию в страны ЕС будут решаться на основе протокола, а все аспекты транзита российского газа в Европу через сопредельные страны ЕС будут регулироваться в рамках внутреннего законодательства ЕС.
Впрочем, в нынешней ситуации разговор с европейцами об энергетике важен для Кремля вовсе не только как возможность разрешить накопившиеся противоречия. Для Владимира Путина это станет важнейшим этапом подготовки к саммиту "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, ключевой темой которого также станет энергетическая безопасность.
РФ и ЕС обсудят Иран, Ближний Восток, а также Украину, Грузию и Беларусь
На саммите также будут обсуждаться и другие вопросы. В частности, тема иранского "ядерного досье", ситуация на Ближнем Востоке и другие острые международные проблемы.
"В международном блоке вопросов на таких саммитах всегда обсуждаются самые горячие темы дня, - сказал Ястржембский. - Сегодня это - иранское "ядерное досье", ситуация на Ближнем Востоке; эти темы, конечно, окажутся в фокусе внимания". Помощник президента также сказал, что, скорее всего, внимание будет уделено и итогам недавнего референдума в Черногории.
Ястржембский не исключил, что европейские партнеры Москвы поставят вопросы о взаимоотношениях России и ЕС с Грузией, Украиной. "Вполне можно ожидать, что эти темы возникнут в контексте политики соседства ЕС", - считает он.
"Конечно, не обсуждаются проблемы будущего вступления каких-то из этих стран в Евросоюз - это не тема российско-европейского саммита", - пояснил он. "Но как тема замороженных конфликтов наряду с другими подобными вопросами не исключено, что и эти темы возникнут", - сказал спецпредставитель президента.
Ястржембский считает, что может быть затронута и проблема отношений Европы с Беларусью. "Если такая тема возникнет, мы свою позицию выскажем снова, - сказал он. - Я не вижу причин для ее изменения, она европейским коллегам известна".
При этом Ястржембский отметил, что ни эти темы, ни вопрос о соблюдении прав человека в России не будут обсуждаться в поучительном тоне со стороны Евросоюза.
"Между Россией и ЕС нет практики чтения лекций друг другу, - сказал он. - Характер отношений не предполагает этого. Есть высокий уровень откровенности, и если есть вопросы, то их задают. А чтение лекций - это термин не для саммита, а для Европейского колледжа, который откроется в Москве".
В целом Ястржембский охарактеризовал Европу как надежного партнера России. "Европейский союз - наш естественный, стратегический партнер, но трудный - не только для нас, но и для других участников международных отношений, особенно экономических", - сказал он.
Институт реадмиссии является новым феноменом в международном праве. После Второй мировой войны, когда в условиях восстановления разрушенной войной экономики действовало относительно либеральное законодательство в отношении трудовой миграции, западноевропейские государства начали заключать между собой соглашения о контроле за границами и обращении с незаконно прибывшими лицами, предусматривавшие ответственность сторон за незаконный въезд или пребывание собственных граждан на территории другой договаривающейся стороны.
Распространение подобных обязательств на граждан третьих стран и лиц без гражданства стало актуальным в 70-90-х годах по двум причинам. С одной стороны, основные программы въезда были заморожены в ответ на нефтяной кризис и резкий спад экономики, а с другой - политические изменения в Европе повлекли за собой увеличение объемов вынужденной миграции из постсоветского пространства и превратили государства Центральной и Восточной Европы из "поставщиков" мигрантов, в первую очередь нелегальных, в "транзитные коридоры" для них.
Сущность соглашений о реадмиссии составляют взаимные обязательства государств принять обратно своих граждан, граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории этой договаривающейся стороны.
Договоры о реадмиссии также предусматривают создание технических возможностей для управления процедурой и операциями по перемещению нелегальных мигрантов, а также установление правил возмещения затрат, защиты данных и соблюдение прочих международных прав и обязательств. Субъектами рассматриваемых соглашений могут являться не только государства, но и группы и объединения государств.
Так, Европейский Союз заключил два соглашения о реадмиссии (с Гонконгом и Шри-Ланкой), шесть первоначальных членов Шенгенских соглашений подписали такой договор с Польшей.
Соглашения о реадмиссии призваны служить инструментом борьбы с нелегальной иммиграцией, которая приобретает особое значение в свете отмены внутренних границ ЕС.
Свобода перемещения внутри - жесткий контроль на общей границе. Эта идея была воплощена в жизнь с принятием Амстердамского договора 1997 года, когда вопросы виз, убежища, иммиграции и некоторые другие, связанные со свободным перемещением людей, перешли к ведению ЕС и составили Титул IV Договора.
Кроме этого, Шенгенские достижения также стали составной частью права ЕС в соответствии с Протоколом к Амстердамскому договору. Таким образом, в настоящее время внутренние границы 15 государств Европы прозрачны и должны остаться таковыми при скором расширении ЕС; существуют единообразные правила в отношении допуска лиц третьих государств на территорию ЕС с краткосрочными визитами.
С точки зрения заключения Россией соглашения о реадмиссии с Евросоюзом, сложным представляется также вопрос о соотношении норм, применимых в вопросах регулирования миграционных процессов. Право ЕС обладает приоритетом над Шенгенскими достижениями и внутренним правом государств-членов по вопросам своей компетенции. В отношении условий долгосрочного пребывания государства сохранили полноту своих полномочий. Практика ЕС не разрешает данного вопроса, поскольку государства-члены и ЕС в целом не имеют соглашений с одними и теми же контрагентами по вопросам приема-передачи незаконных мигрантов.
Россия - доступный коридор для нелегалов. В настоящее время сеть соглашений о реадмиссии связывает участников ЕС, кандидатов на вступление и прочие государства, прежде всего, из СНГ.
В Европейских государствах существует мнение, что хотя Россия сама по себе и не является значительным миграционным донором, большой объем нелегальной миграции в ЕС проходит через РФ транзитом. Минимум два из пяти основных маршрутов, выделенных экспертами Европола, по которым нелегальные мигранты прибывают в ЕС, связаны с Россией. Для государств-членов ЕС выгоднее заключить соглашения о реадмиссии с Россией, чем пытаться выслать нелегалов на родину.