На могиле гениального украинского сценографа поставили статую апостола [ Редагувати ]
На могиле выдающегося оперного сценографа Евгения Лысыка во Львове поставили статую покровителя художников апостола Луки. Еще во времена "железного занавеса" слава Лысыка преодолела границы его родины. Имя автора удивительных сценографических находок было внесено в изданную во Франции энциклопедию театра. Иностранные туристы, часто спрашивали у львовян: "А где здесь у вас музей Лысыка?". Но не то что музея, даже мемориальной доски в столице Галиции нет. Хуже того, утрачена большая часть бесценных шедевров художника.
Лишь совсем недавно на Лычаковском кладбище - всемирно известном львовском некрополе - над последним земным пристанищем легендарного оперного сценографа освящен памятник. На полированной поверхности надмогильного камня стилизованным под греческий шрифтом высечено только даты жизни, имя и фамилия художника. Такая же лаконичность и в лишенной помпезности фигуре, отлитой из бронзы.
Это произведение скульптора Романа Петрука. Сам же автор памятника - не менее знаковая фигура в художественном мире, чем Евгений Лысык.
Роману Петруку удалось постичь глубинные христианские символы, закодированные в сценографической монументалистике Лысыка. Заказчиками памятника выступила семья Евгения Лысыка, а оказывали содействие в реализации замысла дирекция Львовского национального театра оперы и балета им. Соломии Крушельницкой и Музея-заповедника "Лычаковское кладбище".
Бронзовый святой Лука с нимбом, на котором прочитывается библейская сентенция "Не хлебом единым жив человек", сидит, склонившись над разграфкой. Он чертит крест и всеобъемлющий символический знак бесконечности. Он разговаривает с Евгением Лысыком на равных, как коллега с коллегой. По преданию, этот апостол, имея художественное дарование и вдохновленность Божьим Духом, оставил в среде первых христиан портретное изображение Богородицы (по сути - первую икону, которая, как гласит легенда, послужила прототипом многих византийских, а затем и украинских икон). Потому-то его и считают опекуном художников.
А вот и перекликание символики сквозь века и произведения: проникновенный взгляд Богоматери с дитем сквозь космическую перспективу прошил и знаменитейший задний занавес, рисованный Евгением Лысыком для одного из спектаклей Львовского театра оперы и балета. Вообще за 30 лет он создал их 73, получив в 1971 году Национальную премию Украины им. Тараса Шевченко.
В прошлом сентябре, празднуя 75-летие со дня рождения Евгения Лысыка, Львовская опера отметила его юбилей тремя спектаклями в репертуарной афише, ведь здесь мастер оформления сцены работал главным художником с 1967 года до последних дней жизни, которую ему неизлечимая болезнь оборвала в мае 1991 года. Собственно, на годовщину смерти Евгения Никитовича и открывала сейчас художественная общественность Львова его надгробный памятник.
Сценограф Тадей Рындзак рассказывает: "Евгений Лысак был особенным. На малярке со всеми здоровался, в театр заходил, как в храм, еще перед дверью снимая берет. Вызывал восхищение его рисунок: четкий и крепкий. Его "Спартак" наметил иную дорогу в театральном искусстве. Он был непревзойденным философом-идеологом, у него была исключительная эрудиция, знания эпох и их стиля, глубокое понимание музыки. А самое главное - он был одержимый в работе".
Возможно, бронзовая скульптура на могиле маэстро станет более продолжительной памятью об этом талантливом человеке, так как многие из его оригинальных произведений если не сгорели во время пожара на заводских складах, то истлели от влаги, которая проникала сквозь дырявую крышу ангара на загородном хозяйственном дворе театра.
Недавно эскизы Лысыка поехали в Санкт-Петербург. Посмотреть их пожелал дирижер Валерий Гергиев, который по заказу Консульства России в Львове берется за постановку премьеры "Пиковой дамы" П. Чайковского для следующего театрального сезона.