Когда политика разрывает якорные цепи... [ Редагувати ]
Понедельник - не самое удачное время для выхода в море. В понедельник лучше стоять на бочках. Это суеверие существует столько, сколько и сам флот. Вот только и во вторник, в среду, да и в другие дни недели корабли чаще всего тоже стоят у пирсов. Выходы в море стали такими же редкими, как в былые времена заходы в родную севастопольскую гавань.
Кок: "Сегодня на обед у нас суп гороховый, рагу овощное, на третье - на обед всегда компот. В воскресенье всегда соки, фрукты бывают, салаты каждый день".
Дружба с коком, как известно, залог здоровья. Корабельное меню составляют на неделю вперед и, по мере возможности, стараются разнообразить - команда всегда должна быть сытой. Сто двадцать моряков исправно несут службу, и не важно, будь то дальний поход или обычная приборка.
Это - "Славутич". Первый украинский военный корабль. Десятилетка. Ровесник флота. На нем же базируется штаб бригады надводных кораблей. Здесь шутят: пока мы есть - "Сагайдачный" будет вторым. Как и флагман флота "Гетьман Сагайдачный", "Славутич" не знал другого флага, кроме украинского.
Юрий Лавренко, заместитель командира корабля: "Когда первый раз вообще "Гетьман Сагайдачный" выходил в море - это еще 92-й или 93-й год - французский корабль, увидевший флаг, начал запрашивать, чей это корабль. Когда ему сказали, что это Украина, он не понял и переспросил - это Скандинавия?"
Флот независимой державы начинался с чистого листа. Спустя десять лет у украинских военных моряков есть уже целая книга.
Юрий Лавренко, заместитель командира корабля: "В чем смысл демонстрации флага? Чтобы мировое сообщество знало, что есть такое государство - Украина. Не только братья Кличко, которых все знают, или Шевченко. Что есть такое государство, и оно имеет свой флот".
Замком вспоминает, что особых колебаний не было. Сегодня кажется, принятие украинской присяги само собой разумелось. На тот момент нужно было только реально оценить обстановку. А все остальное, включая и скандальную шумиху, долгое время сопровождавшую раздел Черноморского флота, не касалось самих моряков. Но если военные хранят свои тайны так же, как и честь мундира, то от государственных мужей нередко можно слышать: обе стороны: и российская, и украинская чувствуют себя ущемленными. Из одного боеспособного флота невозможно сделать два. Как бы ни было, а по договору о двадцатилетнем базировании Черноморского флота России на территории Украины Севастополь стал главной базой Военно-морских сил двух государств.
Орест Марущак, исполняющий обязанности заместителя Главнокомандующего ВМС Украины: "Всiм вiдомi тi вiдсотки, яки були отриманi Україною i РФ. Фактично, Україна отримала 18,3% вiд загальної кiлькостi, але це бiльше 50 бойових кораблiв i бiля 90 суден. Так що це не зовсiм мала кiлькiсть, але на даному етапi для України це достатньо".
Орест Марущак был в Севастополе еще срочником. Потом - училище и Тихоокеанский флот. Но украинский военный должен служить своему народу. И он вернулся в Севастополь.
Орест Марущак, исполняющий обязанности заместителя Главнокомандующего ВМС Украины: "Коли, наприклад, я ранiше говорив на державній мовi, тут були деколи нерозумiння. Зараз взагалi в любiй аудиторії говориш на державної мовi - всі тебе розумiють. К людям приходить розумiння того, що треба знати мову, iсторiю, i взагалi бути громадянином цiєї держави".
Беседа с офицером состоялась накануне вечером перед Днем Черноморского флота. Тогда еще не знали, что традиционного парада может и не быть. Последнее воскресенье июля. 2002 год. Графская пристань. Праздник в Севастополе впервые отменен.
Женщина: "Мы живем в Ярославле, под Москвой. Привезла ребенка специально на этот парад, и вот чем это закончилось. Для нас это просто трагедия, потому что мы не попали. Так долго ехали и..."
Растерянность людей понять можно. Этого праздника всегда ждали. К нему долго готовились. И не только моряки. 219-я годовщина Черноморского флота, а, спустя несколько дней, и десятилетний юбилей украинских ВМС Севастополь встретил в трауре. Впервые не было военного парада и строя из красавцев-кораблей, а севастопольцы не видели салюта. Впервые - после того, как Украина объявила о своем стремлении присоединиться к НАТО и дала понять, что со временем проблему пребывания Черноморского флота в Севастополе придется обсуждать.
Андрей Крылов, помощник Командующего Черноморским флотом: "Я вообще не верю в символы и считаю, что искать символизм в трагедии - это просто неэтично. Я бы, наоборот, сказал, что два флота - ВМС Украины и ЧФ России находят общий язык, вместе плечом к плечу служат, идут в одном парадном строю".
Севастополь родился военно-морской базой. А жизнь севастопольцев всегда была связана с флотом. Сначала российским, потом - с единым и неделимым - союзным, и вот уже десять лет город живет двойной жизнью. Такую жизнь ему придумали политики.
Валерий Шахматов, командир зенитной батареи крейсера "Головко": "Вы знаете, очень поверхностные слухи о том, что постепенно флот сокращается, что в скором времени его может не стать здесь, в Севастополе, но большей частью моряки надеются на то, что не так давно Президент по ОРТ сделал заявление, что флот будет возрождаться. Так что больше ждут наоборот - что сюда новые корабли будут идти".
Севастополь без кораблей - не Севастополь. Но флот - дорогое удовольствие. На постройку одной боевой единицы уходит от пяти до девяти лет. А затраты исчисляются цифрами с многими нулями. Вот только гордость за державу ничем нельзя измерить. Она или есть, или ее нет.
Юрий Лавренко, заместитель командира корабля: "Парнишка, говорит, ты не напрягайся, там у нас матросик, который второй год служит. Ему, если он разорвет эту мишень, пообещали дать дополнительный отпуск. И он ее в любом случае разорвет. Тот не поверил, говорит, я -профессионал и то не всегда попадаю в такую цель".
После двух пристрелочных третий выстрел оказался точно в цель - американец-профи с десятилетним стажем бросил на палубу кепку. Последние международные учения подтвердили - в Украине есть свой боеспособный флот. Подтвердили тем, кто еще в этом сомневался. А вот и сам герой, матрос-срочник. Артиллериста воспитали на "Славутиче".
Юрий Лавренко, заместитель командира корабля: "Мы никому и ни в чем не уступаем, что в принципе и показало. Я не говорю, что сильно превосходим. Но та техника, то вооружение, которое мы имеем - мы владеем в совершенстве. Пусть это будет топор дикаря, но в руках умелого бойца он кое-что да значит".
Вряд ли после таких слов у кого-то повернется язык назвать украинский флот плавучими казармами.
Михаил Ежель, главнокомандующий ВМС Украины: "Питання захисту державних iнтересiв на морi, воно не може бути знято. Тому що зараз є гарячi голови, яки говорять, а навiщо нам флот, якщо країна буде в НАТО, то й натовський флот буде. Ця позицiя досить дилетантська. Навiщо тодi Українi вступати в НАТО? І як її бачать майбутнi союзники - голою, без озброєння, без нiчого?"
Военный корабль - сложный организм, каждая клеточка которого несет свою нагрузку. Потому, наверное, командиров на флоте причисляют к особой касте. Что-то вроде многостаночников. Командир - это лучший штурман, связист, акустик, электромеханик... Он обязан быть лучшим.
Андрей Тарасов, командир "Славутича": "Два часа мне дается на то, чтобы я вышел в море из любого положения. Поэтому, находясь даже дома, я должен быть готов хоть на такси в любое время суток прибыть на корабль".
Быть здесь и чувствовать свой экипаж как самого себя. И молодому командиру верят. Верят, что он всегда примет нужное решение. Командирам всегда верят. А командиры тоже подчиняются приказам. Приказы отдаются сверху. Свыше, но идут не от Бога.
Сегодня сложно представить, что из Севастополя навсегда уйдет Черноморский флот. Кажется, его традиции в этом городе так же крепки, как тяжелые якорные цепи, что удерживают корабли на рейде Артбухты. Но традиции отходят на задний план, когда вперед выступает политика.