Сегодня в России траур [ Редагувати ]
Президент РФ Владимир Путин подписал указ "Об объявлении траура в связи с авиационной катастрофой, происшедшей в городе Иркутске".
"В результате авиационной катастрофы пассажирского самолета А-310, происшедшей 9 июля 2006 года в аэропорту города Иркутск, имеются многочисленные жертвы.
Выражая скорбь по погибшим и соболезнуя их родным и близким, постановляю: объявить 10 июля 2006 года днем траура в Российской Федерации в день траура на всей территории страны приспустить Государственные флаги Российской Федерации предложить учреждениям культуры и телерадиокомпаниям отменить развлекательные мероприятия и передачи в день траура правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов РФ принять необходимые меры по оказанию помощи семьям погибших", - говорится в указе.
По последним данным МЧС РФ, в авиакатастрофе погиб 131 человек, установлена судьба всех людей, находившихся на борту. Из 203 человек, находившихся в самолете, 195 - пассажиры и 8 - члены экипажа. В ходе проведения спасательных работ спасены 72 человека, из которых 55 остаются в лечебных учреждениях Иркутска. По другим данным, обнаружены и доставлены в морги тела 124 человек. Большая часть выживших находилась в хвостовой части самолета.
Из экипажа спаслись только три бортпроводницы. Среди жертв катастрофы, по всей видимости, - начальник иркутского УФСБ генерал-майор Сергей Коряков (в управлении подтвердили, что он летел этим рейсом), замглавы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Наталья Суборова и дочь знаменитого писателя Валентина Распутина Мария. Правда, тело девушки пока не найдено, но и в больницы Мария Распутина не поступала.
Спасено шестеро из 14 летевших этим рейсом детей в возрасте до 12 лет. Из 12 находившихся на борту иностранцев - граждан Германии, Китая, Польши, Азербайджана и Белоруссии - в живых по предварительным данным остались семеро.
К спасательным работам привлекались 737 человек и 104 единицы техники, в том числе от МЧС России - 200 человек и 35 единиц техники.
Утром 9 июля при посадке в аэропорту Иркутска самолет А-310 авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс Москва-Иркутск, съехал со взлетно-посадочной полосы, врезался в прилегающие к территории строения и взорвался.
Десятки пассажиров спасла стюардесса Вика (22-летняя Виктория Зильберштейн)
"Нас и десятки других пассажиров спасла стюардесса Вика (Виктория Зильберштейн), - рассказывает Алдона Видавская. - Это она открыла задний люк и выбросила надувной трап, но он, к сожалению, не расправился до конца. Прыгая, я серьезно повредила ногу".
На самом деле первым препятствием на пути самолета, мчавшегося по полосе со скоростью более 100 километров в час, оказался забор из бетонных плит, ограждающий аэропорт по периметру. Однако плиты его не остановили - пассажиры лишь почувствовали легкий толчок, когда 100-тонная машина ломала бетон. Роковым для находившихся на борту стал следующий удар - о блочное здание частного автосервиса, находившегося на территории гаражного комплекса, примыкающего к аэродрому.
"От удара снесло всю кабину с экипажем и первый салон самолета, занятый пассажирами бизнес-класса, - рассказывают сотрудники Иркутской областной аварийно-спасательной службы, приехавшие на место через девять минут после аварии. - Самолет в это время еще был относительно целым и не горел - только его носовая часть была буквально смята в гармошку. При этом фюзеляж и крылья как бы лежали на крышах одноэтажных гаражей ".
По словам спасателей, до их приезда людям, находившимся в заднем салоне, удалось открыть один из аварийных люков и даже выпустить из него надувной трап. Однако трап почему-то до конца не надулся и болтался в воздухе. Поэтому пассажирам приходилось прыгать с четырехметровой высоты на обломки гаражей. Многие из них при этом ломали руки и ноги.
"Первым рванул правый бак, - рассказывают спасатели. - Взрыв был такой силы, что фюзеляж и крылья тут же превратились в груду руин. Хвост отбросило назад. Через мгновение над обломками поднялась стена огня и последовал новый взрыв. Это взорвался левый бак ".
После этого спасательная операция фактически превратилась в поисковую: пожарным оставалось заливать обломки пеной, а спасателям - искать в них тела погибших и сильно обожженных, но еще живых людей. Поисками пассажиров занялась и милиция. Как выяснилось, около полутора десятков человек, в основном молодых мужчин и женщин, которым удалось покинуть самолет в числе первых и не получить при этом серьезных травм, поспешили покинуть аэродром. Часть из них пришла в расположенный неподалеку дачный поселок. Другие, остановив на дороге попутки, разъехались по домам. Дачники потом вспоминали, как раздавали появившимся откуда-то людям в крови и рваной одежде обувь и куртки, в которых они работали на огородах.