Китайские археологи раскопали гробницу III века до н.э. [ Редагувати ]
Китайские археологи раскопали гробницу III века до н.э., в которой была погребена бабушка первого императора-объединителя Китая Цинь Шихуана, сообщают китайские СМИ со ссылкой на ведущего специалиста Сианьского института археологии Чжан Тяньэня. Общая площадь захоронения - 17,3 гектара.
Археологи обнаружили печати, принадлежавшие придворным царства Цинь, а также многочисленные обломки бронзовых и керамических сосудов, а также бронзовые модели повозок на которых ездил император. Ин Чжэн начал править царством Цинь в 246 году до н.э. за 20 лет он завершил завоевание остальных царств Древнего Китая, после чего принял имя Цинь Шихуан. Для объединения страны именно он стандартизировал китайскую письменность. И вот уже более 2 тысяч лет к людям, умеющим писать красиво и изящно, в Китае особое уважение. Древняя китайская мудрость гласит - каллиграфия - это музыка для глаз.
В старинном городке Учжень провинции Чжецзян каллиграф по фамилии Чжу рассказал нам, что для создания произведений каллиграфического искусства нужны бумага, тушь, кисть и тушечница. Они всегда почитались и отличали образованного китайца. Однако помимо этих нехитрых предметов - требуется также вдохновение, внутренний настрой и душевный подъем.
Мастер Чжу: "Я оттачивал мастерство 17 лет. Самое сложное - заставить себя постоянно тренироваться".
Руки мастера, как руки музыканта. Почерк зависит от гибкости пальцев. Не меньшее значение имеет и кисть. Их в Китае всегда делали особо тщательно и обязательно вручную. В городе Хучжоу провинции Чжецзян уже 50 лет существует мастерская по изготовлению кистей традиционным способом.
Чжу Цзиньмао, рабочий, изготавливает кисти 20 лет: "Да, вы можете купить дешевые кисти, однако мы делаем как в старину - вручную. на это уходит много времени, поэтому мы производим не так много продукции. Но смысл не в скорости, а в качестве".
Тем не менее, число мастеров сократилось здесь с 500 до сотни. Многие бывшие артельщики открывают собственные мастерские, и продают кисти буквально за гроши. А ведь как говорится в одном из трактатов "именно в кисти, на ее конце находиться затаившаяся энергия инь-янь, которая находит свое завершение в иероглифе". Об этом сегодня известно далеко не каждому китайцу. Некоторые мастера стараются передать свои знания молодым.
Развитеие компьютеров не мешает - китайцы сохраняют древнее искусство каллиграфии.
Лян Лисинь преподает каллиграфию 40 лет, и говорит, что раньше было проще, ведь не было интернета, видео игр и телевидения.
Цзян Лисинь, учитель живописи в школе: "Вокруг так много развлечений, что каллиграфия и традиционное искусство просто кажутся детям нудными занятиями. Мы переписываем танские поэмы, созданные сотни лет назад. Для учеников - это настоящее открытие, нечто отличное от современной культуры. Мы рассказываем об опасности пристрастия к мультикам и компьютеру, и в то же время объясняем - какое благотворное воздействие каллиграфия оказывает на человека".
Связь между каллиграфией и личностью человека очень тесная - это заметили еще древние. Движения кистью напоминают танец, который передает бесконечную гаму мыслей, чувств и настроений. В этом танце человек преображается, стоит лишь сделать на бумаге первый штрих.