В Германии существует система детского телевещания [ Редагувати ]
На немецком телевидении работают два регулярных канала детско-юношеского вещания - KIKA и Super-RTL. Вещают они ежедневно с утра до позднего вечера. Это веселые и занимательные каналы, в кадре полно детишек разного возраста. Ведущие - способные к коммуникации и актерству симпатичные юноши и девушки. Это исключает сюсюканье, привносит убедительность и умение разговаривать с детьми. О самых разных вещах.
Прежде всего, как и положено детям, они играют и играются на экране. У нас были самые мудрые теоретики значения игр в воспитании, а они играют в студии на практике. Здесь бывают самые разные соревнования - от простого "кто первый узнает песенку или звереныша" до бега с препятствиями по супермаркету игрушек, где путь к победе лежит через решение множества задач, в том числе с помощью компьютера. Играют и в смысле музыкальном, на любых инструментах - от дудочки и барабана до скрипки, поют хором народные и эстрадные песни. Вспоминаю, как в наши студии приходили ансамбли детской самодеятельности - в скромной школьной форме, но с талантом и энтузиазмом; как они все с трудом помещались в тесных студиях, и сколько было режиссерской фантазии в прямом эфире среди этого милого бедлама.
На детских каналах много разной музыки. От специально снятых музыкальных клипов с участием детей до соревнований виртуозов в модных песнях и танцах. Дети делают все, что нравится и к чему приловчились - модно и без церемоний.
А вот нечто близкое к моему прежнему профилю - ежедневная детская научно-популярная программа "АХ!" Все, что происходит в природе, и что способны создать человеческие руки и голова - постоянная тема на большинстве немецких каналов, тем более на детских. Все это демонстрируется так, что можно действительно ахнуть. Например, чтоб заглянуть в микроскоп или в археологические раскопки, приглашаются известнейшие ученые, умеющие показывать и рассказывать. В студии - дети, но не пассивные, "деревянные", а действующие и участвующие в экспериментах, викторинах и путешествиях.
Как это сделано? Как соорудить и смастерить? От того, откуда берутся дырки в сыре, как сколачиваются бочки для пива и сортируются письма, до эволюции малых и больших мячей. Знаменитые немецкие сапожники, кузнецы, повара, портные показывают пример и делятся секретами своего искусства с новым поколением. Девочки в студии, как миленькие, шьют и кроят, а мальчики куют железо и разбираются с машинами и механизмами.
Много документальных программ по истории техники. Я всегда знал, что немцы помешаны на велосипедах, автомобилях и железной дороги, но от фильма "Легенда локомотивов" просто нельзя оторваться. Особенно тем, кто еще помнит и рассказывает внукам о настоящих паровозах.
Еще больше, чем техники, на экранах животного мира. В том числе - с участием детей. Здесь показывают зверей со всего мира, но вот в студии среди детей расположился симпатичный ослик, жующий солому. Юных зрителей спрашивают, что это за зверь, что они о нем знают. Мастерски снятый на воле розовый фламинго, о котором дети постепенно узнают, каким образом он может стоять или даже спать на одной тоненькой ноге. А как красиво он летит в небе! В телестудии дети учатся понимать природу вещей, людей и животных.
Весь детский телеконтинент захлестывает стихия мультипликационного океана - рисованного, кукольного, компьютерного. Начиная с остроумных заставок и врезок и заканчивая длинными, основательными, сюжетными, но для нас несколько болтливыми мультипликационными фильмами. Как и во всяком море-океане, есть здесь волны повыше и пониже, но здесь точно не соскучишься. Целая армия авторов, художников, режиссеров, актеров и композиторов делает мультипликационные фильмы. Я подумал о возможности поднять из праха и забвения нашу некогда славную мультипликацию, если бы у нас появилось полноценное детское телевидение. Для того, чтобы сотни мультипликаторов взялись за работу на радость детям и себе, нужен спрос и выход. Когда же он появится?
Есть на детском телевидении и новости, а на Super-RTL - даже реклама: бойко расхваливают всевозможные сладости, спорттовары, книжки, туризм, детские товары, витамины. Ясно, что без водки и пива.
Детские новости выглядят так:
- в один из северных портов приплыла какая-то здоровенная рыбина;
- ливанские дети, вернувшиеся на развалины своего дома;
- новая автоматика сортировки писем на почте;
- криминал: брошенные в мусорный бак шприцы со следами наркотика.
Последний сюжет, кстати, был расширенный. В дополнение к нему - постоянная рубрика о страшной болезни: "Как атакует СПИД". С использованием анимации в этой рубрике рассказывают о том, как передается вирус иммунодефицита (в том числе - половым путем), и как от него защититься. А когда еще надо учить таким предосторожностям? Детям показали лежащих под одеялом в недвусмысленной позе дядю и тетю, вспомнили о необходимости использовать презерватив. Эти вещи должны быть известны всем детям, уже разобравшимся в том, что там у мальчиков и девочек между ногами. Без лицемерия - нераспространение СПИДа стоит того.
Блестящий репортаж с Балкан, где немецкие миротворцы с риском для жизни очищают местность от мин, сделал молодой корреспондент и автор рубрики "Вилли знает". В нем ощущается не только забота о себе, но и помощь другим - ближним и дальним. Еще одна интересная рубрика - дети на Берлинской телебашне с микрофонами и камерами.
Итак, я с удовольствием впал в детство немецкого вещания, покувыркался в его водах и через два канала - KIKA и Super - выбрался на наш пустынный берег. Могу сформулировать такую посылку: скажите мне, какое у вас детско-юношеское вещание, и я скажу вам, какое у вас телевидение в принципе, и как вы заботитесь о подрастающем поколении. А если такого вещания нет вообще? Несмотря на "батьківське піклування" в верхах, наличие министерств просвещения, культуры, семьи и спорта, а также Академии наук?
Мы уже приучили и себя самих, и наших телезрителей, что все телевидение состоит из журналистов, ведущих и дикторов, а теперь вот еще из рейтинговых продюсеров. Но именно детское творческое вещание требует сценаристов, специалистов по сочинению и рассказыванию сказок и историй, умеющих веселить и просвещать детвору, устраивать для нее с помощью умелой режиссуры соревнования, турниры и спектакли. Нужны поэты, композиторы и музыканты, фантазеры-художники, организаторы детских программ, знающие и умеющие понимать детей. То есть, детское вещание требует специалистов высокого класса, потому что оно - творческое.
Остается справедливым старое утверждение: для детей нужно писать (снимать), как для взрослых, только лучше. Ни коммерческое телевидение, ни представители соответствующих государственных служб заниматься детским вещанием не спешат: на передачах для детей не заработаешь...
Снова ввели, - и подают это как большое достижение, - новую-старую, одинокую и малобюджетную "Вечірню казку" с ведущим а-ля дід Панас. И это тогда, когда в европейских странах существует полноценная система детско-юношеского вещания!
"Так они де богатые, а мы бедные!" - скажут наши рейтинговые продюсеры и телеолигархи. Государство тоже подтвердит, что оно - бедное, и у него нет денег на детей. И еще потянет с созданием общественного телевидения, где и детское вещание, и просветительство могли бы занять подобающие места.
Юрий Иванов, Мюнхен, для "Телекритики"