Мошенники ставят под удар рынок праздничных услуг [ Редагувати ]
Отечественную "праздничную" индустрию сложно характеризовать точными цифрами и анализировать с помощью понятий объема рынка, доли ведущих игроков или удельного веса определенных сегментов. Данный бизнес, по мнению экспертов, еще не дошел до необходимой степени легализации. Цены на услуги довольно высокие и определяются зачастую исходя из материального положения каждого клиента, а также самооценки того или иного агентства.
"Еvent-рынок в настоящее время развивается хаотически. Ситуацию контролируют пять фирм-монополистов, профессионально занимающихся предоставлением event-услуг, - сказал директор арт-студии "Праздник-шоу" Константин Сукретный. - В их ведении и находятся все серьезные мероприятия, в том числе государственного уровня, которые они обслуживают на основании выигранного тендера". Приходя в такую компанию, клиент может быть уверен в том, что с ним заключат контракт, с суммы которого будут уплачены налоги, а фирма понесет всю ответственность за его невыполнение.
С точки зрения Ирины Лесковой, директора PR & BTL агентства "Формула Успеха", сейчас эта отрасль уже из состояния хаоса и поиска движется в сторону стабилизации. "Наблюдается интересное явление, - рассказала она. - С одной стороны, event-агентства предлагают очень креативные идеи, стараются обскакать друг друга, а с другой - заказчики часто не понимают, зачем им это, либо не готовы это оплачивать".
Все проводимые мероприятия, как объяснила госпожа Лескова, можно разделить на две категории: креативные и консервативные. В первом случае, когда у клиента есть возможность потратить большой бюджет, он хочет сделать это оригинально, не представляя четко, каких результатов ждет от мероприятия. Во втором случае клиент видит лишь конкретную конечную цель и старается достичь ее с помощью минимальных средств. При этом элемент креатива исключается.
"Тенденция рынка, - считает госпожа Лескова, - в гармоничном сочетании этих двух вариантов, когда заказчик четко ставит задачу и понимает цель проводимой акции, в то же время предоставляя свободу творчеству".
Наравне с крупными компаниями существуют и мелкие частные фирмы, большинство из которых появилось в последние годы вместе с ростом спроса на event-услуги. Они зачастую не предоставляют клиенту даже прайс-лист, ссылаясь на практикуемый индивидуальный подход к каждому заказчику. "Мне знакомы ситуации, - говорит господин Сукретный, - когда коммерческие фирмы, заказывая проведение вечеринок в "пиратской" компании, даже не подозревали, что услуги были предоставлены совсем другой организацией. А "пираты" лишь исполнили роль посредников". Специалисты утверждают, что за посреднические услуги фирма берет от 10% стоимости всего заказа. "Хотя бывает и такое, что за выступление артиста уровня Виктора Павлика фирма-посредник возьмет 10 тысяч долларов, а потом закажет его выступление у крупной компании за 5,5 тысячи долларов", - уточняет господин Сукретный.
Эту проблему на рынке event-услуг, по мнению экспертов, создают сами потребители. В погоне за дешевыми услугами они провоцируют появление теневых фирм, предоставляющих некачественные услуги. При этом привлечь к ответственности их нельзя, поскольку никакого заключения контракта с указанием сумм гонораров при этом не происходит.
"Сегодня гонорар конферансье такого уровня, как, например, Илья Ноябрев или Валерий Чигляев, на корпоративной вечеринке составляет 1 тысяча долларов за вечер, - замечает господин Сукретный. - И представьте себе разочарование клиента, когда он платит за Чигляева, а получает какого-то аматора, причем за ту же сумму. И взыскать компенсацию за ущерб уже не может".
Тем временем цены на рынке event-услуг продолжают расти. "С моей точки зрения, - говорит госпожа Лескова, - цены должны повышаться, поскольку бюджеты в нашей отрасли несопоставимо меньше, чем бюджеты медийного рынка. При этом квалификация специалистов, их опыт и количество затрачиваемого времени на получение дохода, аналогичного медийщикам, гораздо выше". Хороших специалистов, считает она, в сфере event-услуг очень мало, ведь по своей сути они должны владеть разнообразными знаниями и опытом работы в различных областях маркетинга, рекламы, постановки мероприятий, иметь административные способности, уметь быстро принимать решения в постоянно меняющейся обстановке и нестандартных условиях, быть психологами и артистами одновременно.
По мнению госпожи Лесковой, для стабилизации и структуризации event-рынку понадобится еще около 10 лет.
Рынок event-услуг, говорят специалисты, из состояния хаоса и неопределенности понемногу движется в сторону стабилизации. Для полной структуризации, считают они, ему понадобится еще около 10 лет. А к основным проблемам данной сферы относят недостаток высококлассных специалистов, наличие множества "пиратских" фирм-мошенников, отсутствие четко сформулированных запросов у клиентов.