Хорошие автотрассы нужны только европейцам [ Редагувати ]
Бюджетное финансирование дорог в 2007 году составит около 5,9 миллиарда гривен. Это практически на 1 миллиард меньше, чем в предыдущем году. По данным "Укравтодора", это составит около 37% общей потребности. В связи с этим только в 2007 году руководство "Укравтодора" планирует привлечь около 1 миллиард евро кредитных средств. Бывший глава "Укравтодора" Вадим Гуржос заявлял о планах привлечь в отрасль около 1,5 миллиарда евро кредитов в течение пяти лет. На сегодня около 20% из них составляют выплаты по кредитам, которые "Укравтодор" взял ранее. Основными кредиторами дорожного строительства в Украине остаются иностранные финансовые институты. В первую очередь - Европейский банк реконструкции и развития.
Планы банков
Отечественные банки пока не спешат инвестировать в строительство дорог в Украине. Украинские банкиры не хотят иметь дело с государством, а частные дороги в стране пока не строят.
"Несколько наиболее крупных отечественных банков вполне в состоянии участвовать в подобных программах. Проблема скорее в тех выгодах, которые эти банки могут получить. Поскольку коммерческое использование дорог - на платной основе - в нашей стране не практикуется, то можно говорить только о долгосрочном кредитовании строительных организаций, министерств и профильных институтов под соответствующие государственные программы и гарантии", - отмечает заместитель главы правления "Инновационно-промышленного банка" Дмитрий Соболев.
Однако, по мнению Соболева, сейчас мало кто из украинских банкиров захочет проявить инициативу в этом направлении. "Нестабильность государственных приоритетов экономического развития и соответствующего финансирования, безусловно, не способствует инициативе банков участвовать в таких программах", - считает он.
По его мнению, зарубежные финансовые институты сейчас имеют более выгодные позиции, чтобы участвовать в таких инвестиционных проектах в Украине. "Зарубежные инвесторы, обладая значительно более мощными финансовыми ресурсами, помимо прямых экономических стимулов размещения своих капиталов в программы развития дорог в Украине, вероятно, могут ожидать и некоторые другие преференции от властных структур", - считает он.
Государственные деньги
Согласно сообщению пресс-службы Министерства финансов, объем средств, которые государство выделило на дороги в январе-ноябре 2006 года, в 1,8 раз превышал финансирование за аналогичный период 2005 года. За увеличение государственных расходов на систему дорог активно выступал бывший глава "Укравтодора" Вадим Гуржос. Он намеревался в течение пяти лет привести в соответствие с европейскими требованиями все международные автомагистрали, которые проходят через территорию Украины.
Нынешний руководитель "Укравтодора" Владимир Демишкан тоже заявил о своем намерении работать над улучшением состояния транзитных магистралей. На сегодняшний день крупнейшими инвестиционными проектами в этой сфере остаются работы на трассах Киев-Одесса и Киев-Чоп.