Газовая орбита России [ Редагувати ]
С Нового года рыночные цены на газ станут реальностью для всех без исключения постсоветских республик, пишет Газета.Ru, РФ.
Теперь, когда повышение ставок неизбежно, руководство стран - членов СНГ заявляет, что подорожавшие энергоносители не повлияют на инфляцию и другие макроэкономические показатели.
Значительное повышение цен на газ - до уровня рыночных - ожидает со следующего года практически все бывшие союзные республики.
Самый высокий рост ставок грозит, пожалуй, Беларуси: увеличение цены с текущих 47 долларов до пусть не 200, называемых "Газпромом" ранее, а 130-140, обсуждаемых теперь, все равно означает по меньшей мере трехкратное повышение.
К этому стоит прибавить недавнее решение об отмене беспошлинного импорта российской нефти Беларусью. В 2006 году Россия планировала поставить республике 19,5 миллиона тонн нефти и 21 миллиард кубометров газа, в том числе 1,5 миллиарда кубометров при наличии технической возможности, - это основной объем сырья, потребляемого белорусской экономикой.
Теперь, когда повышение неизбежно, чиновники республики заверяют, что удорожание энергоносителей не повлияет на макроэкономические показатели. "Ожидаемое увеличение цены на российский газ для Беларуси, а также объявленное введение с 1 января пошлины на российскую нефть не потрясет финансово-валютный рынок Беларуси, - заявляет глава Национального банка страны Петр Прокопович. - Белорусский рубль - устойчивая национальная валюта, и она останется такой же в будущем году независимо от внешних факторов".
Однако экономисты не разделяют оптимизма белорусских чиновников. Повышение цен на энергоносители в принципе не может не отразиться на экономике, отмечает начальник отдела анализа рынка БК "Открытие" Валерий Пивень: даже в России после повышения тарифов первые месяцы наблюдается рост инфляции. Беларусь будет терять свою валюту в пользу России за счет работы экспортноориентированных компаний.
По мнению экспертов The Economist, правительство Беларуси будет вынуждено ослабить свою налоговую политику для того, чтобы совместить значительное повышение цен на газ с существующими социальными программами, сельскохозяйственными субсидиями.
Поэтому ожидается, что в 2007 году произойдет увеличение бюджетного дефицита, который составит примерно 3,5% от ВВП.
Возросшая стоимость российского газа вызовет резкое увеличение стоимости импорта - примерно на 1,7 миллиарда долларов. Российский же спрос на белорусскую продукцию, похоже, будет снижаться. В результате в 2007-2008 годах дефицит платежного баланса Беларуси будет ежегодно повышаться на 8-9% от ВВП. Правительству, вероятно, придется ужесточить монетарную политику, чтобы урегулировать рост инфляции, полагает Валерий Пивень. С другой стороны, Беларусь - достаточно закрытое государство и может не показывать реальных темпов инфляции, как, например, это было в СССР.
Украина, которая в этом году столкнулась с ростом цен на газ с 50 до 95 долларов за тысячу кубометров, столкнулась с ростом инфляции на 1,5 процентных пункта, напоминает аналитик ИК "Уралсиб" Антон Струченевский, что не помешало развитию экономики. Но украинская экономика в отличие от белорусской более гибкая, так как строится по рыночным принципам.
Повышение цен на российский газ до уровня цены поставок в страны Европы планируются для Молдовы, стран Балтии, Армении и Азербайджана. Однако политическая ситуация такова, что наибольший резонанс получили планы повышения газовых цен для Беларуси и Грузии, как это было в начале года с Украиной. "Думаю, что надо спокойно относиться ко всей политической истерии вокруг вполне нормальной рыночной ситуации, когда страна - поставщик энергоресурсов выстраивает единые и прозрачные правила игры для всех своих партнеров, - подчеркивает генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. - Сторонникам либеральной экономики из "стран свободной демократии" необходимо было ранее заострять внимание на проблеме поставок российского газа в СНГ, когда цены на голубое топливо для республик бывшего СССР были значительно ниже среднемировых. Такой подход как раз и являлся ярким выражением стремления России сохранить свое влияние на страны СНГ путем экономического воздействия".
Но сомнительные внешнеполитические амбиции Россия сменила на экономическую выгоду.
"В данном случае речь идет не о стремлении к получению краткосрочных экономических или политических дивидендов, а о выстраивании новой долгосрочной стратегии энергетического взаимодействия России с основными потребителями российских энергоресурсов, основанной на получении максимального экономического эффекта от экспорта энергоресурсов", - считает эксперт.