Украина прожила первый год после политреформы [ Редагувати ]
Украина прожила первый год в статусе парламентско-президентской республики.
Изменения к Конституции, перераспределившие полномочия президента, Верховной Рады и Кабинета Министров, вступили в силу в 2006 году в два этапа - с 1 января и после парламентских выборов 26 марта.
В 2006 году состоялись выборы нового парламента, формирование нового правительства, а также заполнены все вакансии в Конституционном Суде.
По результатам выборов 26 марта, в парламенте представлены пять партий и блоков - Партия регионов, Блок Юлии Тимошенко, "Наша Украина", Социалистическая и Коммунистическая партия, сформировавшие собственные фракции.
Несмотря на наличие в обновленной Конституции соответствующего положения, императивный мандат, предусматривающий лишение народного депутата полномочий в случае его выхода из фракции партии или блока, от которых он прошел в парламент, фактически не действует из-за отсутствия правовых механизмов для его реализации. Вследствие этого в парламенте насчитывается шесть внефракционных депутатов. Кроме того, несколько депутатов из оппозиционных фракций входят в коалицию на основании личных заявлений.
В Верховной Раде в настоящее время действует второе по счету парламентское большинство в составе Партии регионов, Соцпартии, Компартии и нескольких депутатов-членов БЮТ и "Нашей Украины". Оно было сформировано 7 июля. Около двух недель - с 22 июня - просуществовало первое большинство в составе "БЮТ, "Нашей Украины" и Соцпартии.
4 августа 2006 года было сформировано первое в соответствии с обновленной Конституцией коалиционное правительство во главе с лидером Партии регионов Виктором Януковичем. В него вошли министры-представители коалиции, а также назначенные по квоте президента и от блока "Наша Украина".
Вместе с тем, формирование нынешнего состава Кабинета Министров продолжалось в ноябре-декабре, когда были уволены министр внутренних дел, подавшие в отставку члены "Нашей Украины" (министры юстиции, культуры и туризма, семьи, молодежи и спорта), а также была заполнена вакансия главы МЧС. В настоящее время открытым остается вопрос с увольнением главы МИД Бориса Тарасюка, увольнение которого парламентом президент и его секретариат считают незаконным.
В ходе формирования коалиции и правительства возник ряд вопросов: считается ли сложение полномочий правительством перед новоизбранной Радой отставкой и отсчитывается ли с этой даты срок в 60 дней для формирования нового Кабмина обязан ли президент вносить в парламент поданную ему коалицией кандидатуру премьера, может ли он отказаться от нее и может ли в таком случае парламент избрать премьера самостоятельно может ли парламент увольнять без представления президента глав МИД и Минобороны.
Из руководящих постов в стране в настоящее время вакантными остаются пост вице-спикера (со времени перехода Александра Зинченко на должность госсекретаря в 2005 году), а также главы СБУ, уволенного 22 декабря.
Политические силы возлагают надежды на КС в разрешении проблем, возникших в процессе реализации политреформы.
В 2007 году КС, который после более чем 10-месячного перерыва возобновил работу, должен огласить решения по ряду представлений.
В частности, в сентябре Кабмин направил представление, в котором просит суд растолковать правовые нормы, регулирующие скрепление подписями премьер-министра указов президента. В октябре правительство попросило дать официальное толкование положений Конституции относительно порядка назначения и увольнения глав местных государственных администраций. Президент в октябре приостановил действие постановлений правительства об утверждении положения МВД, а в декабре - о назначении заместителей главы МВД, и направил их в КС для оценки их соответствия Основному закону.
Кроме того, в сентябре 47 народных депутатов направили представление о неконституционности изменений в заключительные и переходные положения закона "О Конституционном Суде Украины", запрещающего ему пересматривать решения о внесении изменений в Конституцию Украины.
В "Нашей Украине" и БЮТ неоднократно заявляли о готовности подать представление относительно законности самой политреформы.
Вместе с тем, представители ведущих политических сил также заявляют о необходимости продолжения и совершенствования политреформы. В качестве путей ее продолжения называются проведение широких дискуссий и принятие законов, детализирующих положения Конституции и выписывающих необходимые правовые механизмы (законы о Кабинете министров, о президенте, об оппозиции). Кроме того, предлагается завершить так называемый "второй этап" политреформы - внесение изменений касательно усиления роли местного самоуправления. Также звучало предложение принятие решение по Конституции на всеукраинском референдуме.
В ноябре президент Виктор Ющенко создал комиссию по обработке предложений относительно изменений к Конституции Украины и подготовке законопроектов, направленных на их реализацию. Руководство парламента, в частности спикер Александр Мороз, одобрили эту инициативу, однако отметило, что она выходит за рамки Основного закона, поскольку вопрос изменения Конституции находится в компетенции Верховной Рады.