Хаим Сутин занял свое местечко в ряду самых дорогих художников мира [ Редагувати ]
В Лондоне прошел аукцион импрессионистов и модернистов Sotheby`s, который собрал 94,9 миллиона фунтов (186,5 миллиона долларов) - самую большую сумму для европейских торгов. В двух разделах из трех важнейших, вечерних торгов самыми дорогими стали работы Хаима Сутина (8,7 миллиона фунтов, или 17,2 миллиона долларов) и Василия Кандинского (2,4 миллиона фунтов, или 4,9 миллиона долларов).
Вечерние торги Sotheby`s шли по трем каталогам - собственно "Импрессионисты и модернисты", потом "Сюрреалисты" и "Австрийское и немецкое искусство". Обложка "Импрессионистов" была украшена картиной "Мужчина в красном шарфе" мастера так называемой парижской школы Хаима Сутина, "Австрийского искусства" - "Мариенплацем во Вайлхайме" Василия Кандинского и "Сюрреалистов" картиной Рене Магритта. В итоге картина Магритта (с эстимейтом 2,5-3,5 миллиона фунтов) не продана, а две другие картины с обложек ушли триумфально. Общий итог 94,9 миллиона фунтов ($186,5 миллиона) - самая большая сумма, когда-либо полученная на торгах в Европе. Хотя до потрясающего результата 238,6 миллиона долларов, полученного Sotheby`s в конце 2006 года в Нью-Йорке, лондонским торгам еще далеко (не говоря уже о сумме 491 миллион у Christie`s).
Сенсаций для одного вечера было тем не менее достаточно. 47 лотов проданы за суммы свыше 1 миллиона долларов, установлено шесть новых аукционных рекордов. Топ-лист возглавил "Мужчина в красном шарфе" (около 1921 года) Хаима Сутина - (8,7 миллиона фунтов, или 17,2 миллиона долларов). Десять лет назад имя художника, родившегося в местечке под Минском и уехавшего во Францию до Октябрьской революции, знали только любители парижской школы. Среди них оказалась коллекционерша Дороти Черри, которая купила в 1997 году "Мужчину" всего лишь за 1,5 миллиона фунтов. Имя покупательницы, которая после оживленного торга в зале на Бонд-стрит приобрела картину за 8,7 миллиона фунтов, осталось неизвестным.
Список топ-лотов по разделу "Австрийское и немецкое искусство" возглавил Василий Кандинский. И хотя 2,4 миллиона фунтов за пейзаж 1909 года - это не рекорд для художника (в 1990 году за его "Фугу" было заплачено 19 миллионов долларов), но все же весьма достойная сумма. Это полотно с изображением главной площади городка в Верхней Баварии было в коллекции подруги Кандинского, художницы Габриэле Мюнтер. Кстати, в те же годы Кандинский и Мюнтер познакомились с Алексеем фон Явленским, картины которого тоже очень недешево были проданы на Sotheby`s - одна почти за 1 миллион фунтов.
В разделе импрессионистов самым дорогим оказалось полотно Пьер-Огюста Ренуара "Две сестры" (1889 года) - его приобрели за 6,8 миллиона фунтов (13,4 миллиона долларов). Картина с изображением двух девушек, которые склонились над книжкой и демонстрируют две изумительно-рыжие макушки, происходит из коллекции Чарльза Лахмана, одного из основателей косметической фирмы Revlon (которая производит краску для волос).
"Никакого искусства, сплошная реклама,- как сообщил репортер агентства Bloomberg, сказал после аукциона Sotheby`s Дэвид Намад, владелец влиятельной женевской галереи Nahmad.- Печально видеть такое падение качества". Совпадение это или нет, но реклама и впрямь была удачной. Перед самым аукционом английский поп-артист Питер Блейк "оживил" знаменитую фотографию дадаиста и сюрреалиста Марселя Дюшана. На той прославленной фотографии Марсель Дюшан играет в шахматы с обнаженной моделью Евой Бабитц. Фото было сделано в 1963 году во время ретроспективной выставки работ Дюшана в одном из американских музеев. Господин Блейк, получивший известность как создатель обложки альбома The Beatles "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера", сделал похожую фотографию. На ней в качестве шахматного соперника выступает обнаженная модель Кэрол Холт.
Марсель Дюшан изобрел "реди-мейд" ("готовое изделие") - любое изделие массового производства, выставленное в качестве произведения искусства. Самым знаменитым реди-мейдом стал "Фонтан", обычный писсуар, который художник сопроводил подписью и представил на выставку в 1917 году. Почти век спустя "Фонтан" был назван самой влиятельной работой современного искусства. В 1920-е годы Дюшан отошел от искусства и активно занялся шахматами, принимая участие в крупных шахматных турнирах. Шахматную доску, на которой была разыграна партия Дюшан-Бабитц, эксперты Sotheby`s предварительно оценили в 180-250 тысяч фунтов - и она успешно продана за 252 тысячи фунтов.