Чернобыльская зона перестала быть зоной отчуждения [ Редагувати ]

Чернобыльская зона уже практически перестала быть зоной отчуждения. Ежегодно ее посещают тысячи туристов из разных уголков планеты. Экстремалы платят за это большие деньги, но зачастую создают и немалые проблемы. Тонны мусора после туристов вынуждены убирать волонтеры. Впрочем, еще больше мусора в зоне появляется из-за деятельности мародеров. В городе-призраке Припять наш корреспондент Анна Онищук побывала вместе с добровольными уборщиками.
Припять просуществовала 16 лет, ее называли городом детей и роз - цветов было столько, сколько жителей - 50 тысяч.
Александру Сироте в год катастрофы было 10 лет. В этом общежитии Саша жил с мамой до аварии. Они как раз должны были получить квартиру.
Комнатка казалось ему огромной. Из окна видна была ЧАЭС. Сейчас тут сплошная стена деревьев.
Впервые Александр вернулся в родной город в 92-м, через 6 лет после аварии. Первое ощущение, что Припять заброшена. Но не мертва.
Товарищ Александра - Святослав Лукунин - в этом году побывал в Припяти впервые.
Святослав Лукунин, волонтер из Москвы:
"Все говорят - мертвый город, он не мертвый, он спит, но спит навсегда, те же Помпеи итальянские - действительно мертвый город".
Эти молодые люди - волонтеры. Они участвуют в социальном проекте. Основная цель которого - помочь городу выжить. На время выполнения миссии все участники вооружены радиометрами и респираторами.
Все предупреждены, что нужно обходить места, поросшие мхом, где наибольшая концентрация радиации и не подниматься на верхние этажи зданий. В городе уже было несколько случаев обвалов.
Задача волонтеров - очистить центр города от мусора, не дать ему превратиться в гигантскую свалку. Мусор в городе, в котором давно никто не живет, оставляют туристы. По подсчетам администрации зоны отчуждения, ежегодно в Припять приезжает до 20 тысяч человек, в основном из-за рубежа.
Такие генеральные уборки волонтеры, будут проводить каждые два месяца. Параллельно собирают подписи под обращением с просьбой придать городу статус музея техногенной катастрофы.
Александр Сирота, инициатор акции по очистке Припяти:
"Сломать стереотип, что в зону ездят только туристы, которые еще и платят за это, наша цель основная: не хотим, чтобы город забыли, чтобы он стал музеем техногенной катастрофы, статус охраняемого государством чтобы прекратилось мародерство, которые до сей поры - батареи, радиаторы, все что можно".
Как бы. там ни было, но Александр верит, что люди сюда еще вернутся. Пусть даже через три тысячи лет. Именно такой - как считают ученые - период распада плутония и стронция. С каждым годом у Александра все больше единомышленников.