Опиум для народа [ Редагувати ]
Официального старта избирательной кампании еще не было, однако теле и радиоэфир уже заполнили рекламные ролики политических партий. Формально эта реклама считается не политической, а коммерческой - так же, как и реклама стиральных порошков, чипсов, зубной пасты и гигиенических прокладок. Что пытаются продать политики с экранов телевизоров, и во сколько им это обойдется?
Социальная, коммерческая или политическая?
Первый рекламный ролик с политическим подтекстом выпустил 21 июня президент Украины Виктор Ющенко. "Я не отступлю. Универсалов больше не будет. Будут выборы", - обещал с экрана глава государства. Руководитель президентской канцелярии Виктор Балога уверял, что реклама социальная. По его словам, такой вывод сделал Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания. Первый замглавы Нацсовета Игорь Курус рассказал профильному изданию "Телекритика", как проводилась экспертиза: "Когда к нам пришел этот ролик, мы рассматривали его под углом выполнения положений Конституции Украины, где записано, что президент может обращаться с посланием к народу". Нацсовет увидел в ролике призыв главы государства к народу. Далее, поскольку материал имел все признаки рекламы, его квалифицировали в соответствии с профильным законом.
"Социальная реклама не имеет целью получение прибыли и должна учитывать социальные показатели. Именно поэтому мы расценили ролик как социальную рекламу, потому что он подходит под статьи 1 и 12 закона "О рекламе"", - приводит слова Куруса "Телекритика". Статья 1 закона "О рекламе" дает такое определение: социальная реклама - информация любого вида, распространенная в любой форме, которая направлена на достижение общественно полезных целей, популяризацию общечеловеческих ценностей и распространение которой не имеет целью получение дохода. Статья 12 определяет, что "социальная реклама не должна содержать ссылок на конкретный товар и/или его производителя, на рекламодателя..."
В данном случае "рекламодатель" назван четко - президент Украины. Кроме того, финальная надпись в ролике - "Виктор Ющенко, президент Украины" - выполнена "фирменным" шрифтом пропрезидентского блока "Наша Украина", на заднем плане развевается флаг, только не оранжевый, как у НУ, а государственный. Также в начале ролика показаны митинги с оранжевой символикой, и содержится критика политических оппонентов НУ. Довольно красноречивы кадры, на которых народный депутат идет вдоль кресел с символикой Партии регионов в зале заседаний ВР и нажимает кнопки голосования сразу за нескольких своих коллег. Несмотря на выводы Нацсовета по телерадиовещанию, можно признать, что ролик президента является косвенной агитацией за блок "Наша Украина - Народная самооборона" (который, правда, на тот момент лишь начинал формироваться).
Те рекламные ролики политических сил, которые появились на радио и телевидении, формально не квалифицируются как политическая реклама до официального старта избирательной кампании, то есть до 30 июля. "До момента оглашения выборов явления политической рекламы не существует", - говорит Игорь Курус.
Поэтому рекламные ролики разных политических сил размещаются по тем же правилам, что и обычная коммерческая реклама, пишет "Телекритика".
Наша самооборона от неприкосновенности
Главный лозунг политической рекламы блока "Наша Украина - Народная самооборона" - призыв к отмене депутатской неприкосновенности. Интересно, что из всех социальных, экономических и политических проблем, наиболее актуальной в партии считается именно эта. По сути, используется новая модификация проверенного, но уже порядком затасканного лозунга "Бандитам - тюрьмы". "Депутатскую неприкосновенность нужно отменить, чтобы бандиты не прятались в парламенте", - говорится в ролике НУНС. Причем этой отмены, исходя из рекламы, требует даже не блок, а президент Ющенко. За весь тридцатисекундный ролик глава государства появляется на экране трижды. Лидеры блока - Юрий Луценко и Вячеслав Кириленко "светятся" в кадре лишь 1 раз - пару секунд на заднем плане. Чтобы у зрителя не возникало сомнений, кто же на самом деле принимает решения в блоке. "Наша Украина - Народная самооборона", по сути, пользуется прошлогодним лозунгом и так же, как и на прошлых выборах, эксплуатирует образ Ющенко.
Защитники светлого будущего
Как и прогнозировали "Подробности", Партия регионов строит свою агитацию на примере достижений Кабмина, управляемого чуткой рукой Виктора Федоровича. К достижениям Януковича причисляют рост экономики, повышения соцвыплат, увеличение иностранных инвестиций и даже Евро-2012. Всё это якобы стало возможным благодаря "сильному" и "стабильному" руководству Виктора Януковича и Партии регионов. Половина ролика состоит из слайд-шоу с кодовым названием "Янукович". Янукович на трибуне ПАСЕ. Янукович в белой каске на встрече с труженниками завода. Янукович в забое. Янукович обнимает пенсионера. Янукович с врачами.
В ролике нет никакого негатива или критики - тишь, гладь да Божья благодать. Смотрите, мол, граждане, как светло, счастливо и привольно живется в стране прекрасной нашей под сильным и стабильным руководством Виктора Федоровича. А от добра добра не ищут. Посему защити свое будущее и проголосуй за Януковича, который улыбается с экрана аки отец родной. Имя лидера всегда упоминается в связке с названием партии: часть персонального рейтинга Януковича должна перейти к партии. В самом деле, не Чорновила, Герман и Калашникова же вспоминать.
Возвращение блудного Литвина
Лидер Народной партии Владимир Литвин, не попавший в Верховную раду в прошлом году, похоже, отыскал дополнительные финансы и решил попытать счастья еще раз. Как и остальные политические игроки, он эксплуатирует старый образ - миротворца, который стоит над схваткой и печется о судьбе Родины. "Я возвращаюсь, чтобы прекратить беспорядок", - говорит в кадре Литвин.
Второй ролик экс-спикера постороен по принципу черное-белое. Первая часть - кадры попрощайничающих детей, разрушенные заводы, считающая копейки пенсионерка. Тяжело жить, в общем - не то что в сияющем мире из ролика "регионалов". Кроме того, что жизнь тяжела, так еще и власть нехороша: ездит на черных джипах с мигалками, дерется в Раде и отдыхает на шикарных виллах. Всё это к тому, чтобы сказать, что "народ Украины заслуживает лучшего". То есть, естественно, Владимира Литвина, который появляется в следующем кадре.
Имиджмейкеры Народной партии решили сыграть на конфликте основных политических игроков, а также на недовольстве этим конфликтом среди достаточного количества граждан Украины. Будет ли число недовольных достаточным для того, чтобы Владимир Литвин вновь попал под круглый купол сессионного зала - посмотрим.
Дама в белом
Пока не понятно, как там получится с прогнозами Нострадамуса, а прогноз "Подробностей" по поводу кампании БЮТ понемногу сбывается. Как мы и предполагали, Тимошенко традиционно жжет глаголом коррупционеров, олигархов и добиваться вселенской справедливости для простого люда, ограбленного нынешними властями. "Предательство и политическая коррупция бросили вызов стране", - пафосно заявляет диктор в ролике БЮТ. Но идейные борцы, естественно, не склонились и не сломались. "Выборы будут! Справедливость победила" - новый лозунг блока Юлии Владимировны. Это - следующая модификация после "Справедливость есть" и "Весна победит".
Второй ролик, в котором сама Тимошенко обращается к простому люду, свидетельствует о четком намерении блока откусить кусочек электорального пирога "регионалов" на Востоке и Юге. Расчет прост: людей, которые разочаровались в ПР, подберет БЮТ. Тимошенко обличает олигархов и кланы, которые борются за власть и которым дела нет до простого народа. Деньги - вот все что их интересует (кадры с деньгами появляются каждые две-три секунды). Но Тимошенко отчаянно борется с ними за наше счастье.
Руководитель политических программ Украинского независимого центра политических исследований Светлана Конончук, давая прогноз относительно предвыборной агитации БЮТ, говорила, что Тимошенко будет "взывать к вещам метафизического порядка". Метафизика проявилась во всей красе, когда на телеэкраны вышли ролики с прогнозом Мишеля Нострадамуса на 2007 год.
"Даме престол дадут и без спора // Выбор, очищение, защита и снова // Словесная чума засмердеть не сможет // Она без войны ту чуму победит", - говорится в ролике от имени Нострадамуса. Заказчик ролика не указывается. Из всех политических "дам", которые могут желать "престола" после "выбора" и "очищения", такой ролик могла заказать только одна. Несмотря на то, что Юлия Тимошенко публично отрицала причастность БЮТ к этому ролику, осмелимся предположить, что заказал его таки штаб Юлии Владимировны.
Ролик явно сделан под избирательную кампанию. Об этом говорит как сроки его появления, так и словесное наполнение. Мало того, слова и образы, использованные в ролике, фигурируют также и в риторике Тимошенко. Да и пафос подходящий.
Почем опиум?
Накануне внеочередных выборов некоторые телеканалы огласили новые расценки на политическую рекламу. Так, например, канал "1+1" повысил цену на предвыборную агитацию на 10-15% в сравнении с 2006 годом. По данным агентства "Интерфакс-Украина", стоимость секунды эфирного времени в прайм-тайм (18:00-22:00) обойдется рекламодателям от 1,24 до 1,31 тысячи гривен.
"В этом сезоне цены на телевизионную рекламу выросли приблизительно на 40-60 процентов по сравнению с предыдущим годом", - цитирует газета "Дело" слова директора рекламного агентства "Стиль-С регионы" Инны Принько. Не менее полмиллиона долларов в месяц - именно столько, по словам Принько, обойдется эффективная рекламная кампания для одной партии на телевидении. То есть миллион за всю двухмесячную кампанию.
Внешняя реклама на биллбордах, по данным "Дела", может обойтись политической силе в 2-2,5 миллиона долларов в месяц.
Напомним, на избирательную кампанию в 2006 году Партия регионов потратила 8 миллионов долларов, Народный блок Литвина - около 7 миллионов, "Наша Украина" - чуть меньше, порядка шести. Эти данные приводит Коалиция общественных организаций "Свобода выбора".
По оценкам журнала "Корреспондент", в этом году каждый из крупных политических игроков выложит за рекламу от 100 до 150 миллиона долларов. Таким образом, в общей сложности партии потратят около 1 миллиарда в американской валюте, отмечает издание.
Прошлогодний снег за большие деньги
Как и предполагалось, основные партии не предложили четкой программы социальных, экономических и политических преобразований, традиционно заменив ее критикой "бандитов", "предателей" и "кланов", а также аморфными лозунгами о счастье и справедливости. Новых идей с момента предыдущих выборов в 2006 году также не наблюдается, партии эксплуатируют старые образы и слегка подкорректированные мессиджи. И всё так же не скупятся на рекламу, вместо того, чтобы инвестировать денежные и интеллектуальные ресурсы в разработку долгосрочной стратегии развития.