Экологи: Черное море может умереть на десять лет [ Редагувати ]
Экологи говорят о самых серьезных масштабах катастрофы: погибнут сотни дельфинов, десятки тысяч птиц, а море может превратиться в кислоту.
Пятно мазута, разлившееся после кораблекрушения российского танкера "Волгонефть-139" у берегов Крыма, уже погубило десятки тысяч птиц, в том числе и занесенных в красную книгу. По данным МЧС Украины, в Керченский пролив попало около 1300 тонн топлива, почти 6800 тонн технической серы находится на затонувших сухогрузах.
Из-за бушующего с воскресенья шторма спасатели не могут поставить специальное заграждение на пути маслянистой пленки, она мигрирует между нашим и российским берегом. По озвученным во вторник премьером Виктором Януковичем данным, "пленка смерти" отошла от наших берегов и движется в сторону РФ. По данным синоптиков, шторм будет бушевать до конца недели, и спрогнозировать, куда волны отнесут ядовитое пятно, невозможно. Часть топлива с "Волгонефти-139" уже выплеснулась на Тузлу. Вокруг кормовой части разломавшегося танкера, которая села на мель на косе, образовалось густое пятно общей площадью около 900 м. Другой "язык" растянулся в воде до 1 км в длину и 200 метров в ширину. В средней части Тузлы побережье загрязнено до 100 м в глубину косы. Пятна нефтепродуктов находятся вдоль берега. Загрязнена также береговая полоса вдоль российского побережья от начала косы Чушка вплоть до 150 метров выше поселка Ильич. По самым мрачным прогнозам экологов, мазут дойдет до пляжей Феодосии, Коктебеля, Судака либо двинется в Азовское море.
Как рассказали в Украинском Гидрометеоцентре, в ближайшие дни будет дуть южный ветер, который погонит пятна мазута в сторону Азовского моря, но путь смертоносной пленке преградит течение, движущееся в обратном направлении. Для того, чтобы не пустить нефтяное пятно в Азов, российские спасатели хотят соорудить специальную дамбу в Керченском проливе. Однако все работы на море сейчас затруднены из-за сложных погодных условий. Шквальный ветер и сильные волны до 4-5 метров высотой не позволяют проводить операцию по очистке акватории. Очистные работы ведут только по береговой линии Керченского пролива. За два дня успели собрать около 200 тонн мазута.
Из-за пленки, не пропускающей воздух, гибнет рыба. Попав в зараженную воду, умирают целые стаи дельфинов. В трупы превратились уже более 30 тысяч птиц и еще тысячам грозит та же участь. Измазанные мазутом перья не защищают от холодов и не позволяют летать, рассказал нам ассистент кафедры зоологии Таврического национального университета им. В.И.Вернадского Павел Голдин.
Масштаб экологической катастрофы специалисты оценивают по-разному. Представители МЧС РФ говорят, что практически весь мазут будет собран, и тяжелых последствий для окружающей среды не будет.
Однако по словам украинских экологов, если герметичность контейнеров с серой будет нарушена (по словам российских гринписовцев, есть вероятность, что серу вообще грузили "в навал"), она попадет в море, через полгода окислится и начнет превращаться в соляную кислоту. Если концентрация этого вещества будет достаточно большой, море может превратиться в водяную пустыню, а испарения создадут кислотные дожди. "Концентрацию кислоты в морской воде пока спрогнозировать невозможно, но, вполне вероятно, она поставит крест на курортном сезоне", - заявил Павел Голдин. Однако российском отделении Гринписа уверяют, что даже попав в морскую воду, сера не окислится.
А судя по площади нефтяного загрязнения, в море вылилось гораздо больше топлива, чем официально заявленные 1300 тонн, уверяют независимые эксперты с украинской стороны.
По словам киевского эколога Ивана Парникозы, море сможет очиститься лишь через несколько лет: "Официально бороться с последствиями будут недолго - просто соберут то, что плавает на поверхности. Но чтобы море восстановило баланс, может понадобиться до десяти лет. А рыба, выловленная из загрязненных мест, станет канцерогеном, и при употреблении может вызывать рак". Прогнозы российских экологов еще страшнее - до 15 лет. "После подобной катастрофы на Аляске прошло 17 лет, а море все еще выносит на берег нефтепродукты", - рассказал нам руководитель токсической программы Гринпис России Алексей Киселев.
Российский танкер "Волгонефть-139", из которого в воскресенье у берегов Крыма вылилось 1300 тонн мазута, не имел права выходить в море. Об этом нам рассказал руководитель токсической программы Гринпис России Алексей Киселев. "Расколовшийся пополам танкер и терпевший в тот же день бедствие "Волгонефть-123" не имели морского регистра (то есть были немореходными). И оба - в аварийном состоянии", - заявил нам Киселев. А затонувший сухогруз "Вольногорск" перегружен, на его борту - на 400 тонн серы больше, чем позволяет грузоподъемность, утверждают российские СМИ.
Владельцы судов, затонувших во время шторма в Керченском заливе, считают, что причиной катастрофы стало несвоевременное оповещение береговых служб о надвигающемся бедствии. А спасатели говорят, что серии кораблекрушений можно было бы избежать, если бы все оперативно отреагировали на штормовое предупреждение. Более 50 судов успели сняться с рейда и укрыться в Азовском море.
После жуткого шторма судьба 20 моряков (15 - из команды сухогруза "Хадж Исмаил" под грузинским флагом и 5 - из экипажа российской "Нахичивани") остается неизвестной. К сожалению, прогнозы экспертов неутешительны: найти выживших вряд ли удастся. В холодной воде (8-10 градусов) реально продержаться не дольше часа. Тела троих моряков в спасательных жилетах сухогруза "Нахичевань" нашли утром 12 ноября на российском берегу, недалеко от косы Тузла.
А чудом спасенных моряков "Нахичевани" - 18-летнего Романа Радомского и 19-летнего Александра Горшкова из Астрахани вечером 12 ноября переправили на российскую территорию. По оценкам врачей, дальнейшее лечение они смогут продолжить по месту жительства. А вот 29-летняя Анна Рей, кок этого судна, которую также подобрали в море, пока с острым воспалением легких остается в Таманской участковой больнице, куда ее переправили из Керчи.