Участник российской "Минуты славы" покончил с собой [ Редагувати ]
Вернувшись ни с чем с шоу "Минута славы" музыкант из села Алтайское Александр Малютин покончил с собой. Он мечтал о серьезной карьере, гастролях и славе, но жюри сочло, что игра на фортепиано ногами этому не способствует. Неудача с телешоу была не первой для Малютина: до этого он не смог попасть в "Книгу рекордов Гиннеса", правда, не по своей вине. Неудачи он воспринимал очень остро. Но члены жюри шоу не жалеют ни об одном слове, сказанном "неадекватному" конкурсанту.
Александр Малютин родился и жил на Алтае. О его уникальных музыкальных способностях местные жители знали давно.
Еще в 1965 году районная газета "За изобилие" писала, как Малютин учится сразу в двух школах, успевая добираться из своего села Сараса в музыкальную в райцентр на попутках.
Потом Александр поступил в Омское музыкальное училище, закончил его за полтора года и уехал в Новосибирскую консерваторию по классу баяна. А уж фортепиано, гитару, балалайку и аккордеон Малютин освоил сам. Играл на любой скорости, переворачивая инструмент, на пианино и баяне выучился играть еще и пальцами ног.
"Правда, уже не так чисто играл, - рассказала "Известиям" Наталья Анисимова, завуч детской школы искусств, где Малютин преподавал с 1993 года. - Мы, честно говоря, с этим способом игры боролись. А ну как дети тоже ногами играть начнут? Но музыкант Малютин был от природы".
До 1982 года в жизни Малютина все складывалось. Он вместе с женой Людмилой преподавал в Кемеровском музыкальном училище, играл в Сибирском народном хоре имени Валентина Левашова.
Однако все рухнуло, когда Александр ушел из семьи, оставив жену с двумя маленькими сыновьями.
Малютин ушел из училища, вернулся в Сарасу и больше 15 лет жил в одиночестве.
В 1995 году Малютин вновь решил серьезно заняться музыкой и поставить свой рекорд. Первое пробное испытание он устроил себе через четыре года после начала тренировок: четыре часа играл на баяне, стоя на голове. 19 января 2000 года за 24 часа беспрерывной игры на фортепиано, аккордеоне, баяне и гитаре он сыграл 300 музыкальных пьес. Рекорд был записан на шесть видеокассет. Алтайское представительство "Алтай-Гиннесс-Сила" передало заявку в Российское представительство Книги рекордов. Однако чуда не произошло.
В 2004 году Малютин нашел новую тропинку к славе: Книга российских рекордов "Левша" объявила сбор претендентов. Малютин ринулся в Москву, показал свое умение играть на перевернутых инструментах и попал в число победителей. Лауреаты должны были проехать с концертами по нескольким российским городам. Первым должна была стать Москва. Фестиваль Книги российских рекордов "Левша" должен был начаться 1 сентября 2004 года. Но в то утро чеченские боевики захватили школу в Беслане. Тур был отменен.
Последние надежды стать известным музыкантом Малютин возложил на шоу "Минута славы".
О желании ехать на "Минуту славы" Александр Малютин рассказал жене Нине и она его поддержала. Глава района Виктор Коршунов дал деньг на билет.
"Он ехал туда, как в последний бой, цитируют "Известия" завуча Алтайской школы искусств Наталья Анисимова. - Хотел жить, как настоящий музыкант: концерты, гастроли... надеялся, что в Москве его заметят".
Попав в Москву, Малютин вместе с другими участниками конкурса первого сезона "Минуты славы" жил на теплоходе "Михаил Ломоносов". А в день выступления, решив потрясти публику, сначала отвернулся от фортепиано и сыграл "Турецкое рондо" Моцарта, а потом пальцами ног "Собачий вальс".
У жюри такая нетрадиционная манера игры вызвала возмущение: Татьяна Толстая первой нажала на красную кнопку и прокомментировала: "Вы ужасно фальшивите! Как можно так относиться к инструменту? Зачем играть ногами, если можно нормально это делать руками?". Поддержал ее еще один член жюри Александр Масляков. Юрий Гальцев присоединился к коллегам.
Впрочем, в конкурсе "Минута славы" жюри часто высказывается в адрес участников достаточно резко, и нельзя сказать, что Малютину особенно "досталось".
Односельчане вовсе не восприняли выступление музыканта как провал: "Человек играет душой, - прокомментировал "Известиям" манеру исполнения Малютина глава района Виктор Коршунов. - А чем он при этом нажимает на клавиши - руками или ногами, это неважно. Ну да, причуда. А много ли на этом шоу народу без причуд?"
Однако сам Малютин после возвращения на родину, очевидно, потерял смысл жизни. "У него в доме была комната с инструментами, нотами - мы ее называли "музыкальная шкатулка". Обычно все разбросано по углам. А тут он все прибрал: инструменты - в чехлы, ноты - в шкаф. И главное: перестал играть. Однажды я ему говорю: "Ты хоть сыграй что-нибудь". Он сел за фортепиано и сыграл "Реквием" Моцарта", - приводит издание слова Нины Панариной.
Возможно, повлияли на трагическое решение письма старшей сестры Александра по имени Сталина: "Посмотрела твое выступление по телевизору. По-человечески стало жаль тебя. 56 лет, седой, стучишь ногами по пианино - это ужасно. Пианино - это сложный инструмент, результат труда десятков людей, а ты этим выступлением показал, что плюешь на этот труд!", - написала она брату.
После того, как стало известно о самоубийстве музыканта из Алтайского края, "Известия" снова пообщались с Татьяной Толстой. Она уверена, что поступила правильно: "Человек, который играл на пианино ногами, безусловно, был неадекватен, - говорит она. - А если человек неадекватен, то никакой мягкости быть не может. У нас в первом сезоне была старушка, которая выступала с художественным свистом. Она сказала, что хотела бы просто выступить перед аудиторией. Мы решили - ok. Но во втором туре легкомысленный Коля Басков не мог сказать "нет" пожилой даме. А коли так, то ты загораживаешь дорогу более талантливым участникам. И когда она не прошла в финал, она всерьез обиделась и как аргумент использовала то, что она понравилась Баскову. У них "звездянка" наступает быстрее, чем у профессиональных артистов. Говорить им мягче - значит, давать ложную надежду". "Я не отрицаю, что после таких игр может покончить с собой и другой человек, - добавила она, - но большинству это дало путевку в жизнь".