Семенюк жмет на тормоза [ Редагувати ]
Валентина Семенюк, наверное, привыкла находиться в центре внимания - она уже в своем роде звезда едва начавшегося 2008 года. Красивая свадьба, громкие околоприватизационные споры, обвинения в коррупционной деятельности - поводов для интереса к главе ФГИ хватает. А теперь - скандальное то ли увольнение, то ли отстранение. То ли еще будет...
Недоотстранение
Трудно было ожидать от 6 февраля чего-то более интересного, чем обновление ультиматума авторства Партии регионов и готовности Виктора Януковича "сходить" на еще одни досрочные выборы, если уж прав Роман Зварыч, и счетчик дней бездействия парламента заработал. Но этот день претендует на рекорд информационной насыщенности: сначала премьер спокойно сообщила, что Валентина Семенюк больше не возглавляет Фонд госимущества, потом Виктор Балога вступился за свежеотставленную, а затем уже и сама "фигурантка" рассказала, что к чему. На следующий день ритуальные танцы продолжились уже вокруг здания ФГИ.
То, что Валентине Петровне недолго осталось надзирать над государственным имуществом, стало ясно еще во времена трудного формирования "демократической" коалиции. В случае премьерства Тимошенко отставка Семенюк становилась одним из основных пунктов экономической политики нового Кабмина. Так и получилось: после запуска "сбербанковской" кампании Юлия Владимировна взяла курс на приватизацию и сопутствующие кадровые перестановки. Но запланированные на 18 января назначения утвердить не удалось: Верховная рада ушла в "натовский" штопор - и несколько ключевых центральных органов власти остались со старым руководством.
Но работать-то было нужно, потому и решилась глава правительства на достаточно неожиданный и не во всем обоснованный шаг. Чтобы уберечь себя от обвинений в нарушении Конституции, Кабмин пошел на тактическую хитрость. Генпрокуратура возобновила следствие по факту приватизации "Лугансктепловоза". На этом основании правительство тут же организовало следственную комиссию, которая была призвана разобраться в потенциально преступной деятельности мадам Семенюк-Самсоненко. Кроме того министры во главе с премьером отстранили главу ФГИ от выполнения служебных обязанностей, уволили почти всех замов руководителя госструктуры и назначили и. о. (куда ж без самого главного).
Было бы наивным считать, что операция могла пройти незамеченной другими власть имущими. Но вместо прогнозируемого внимания со стороны президента и парламента, Кабмин в первую очередь "нарвался" на резкую критику со стороны руководителя Секретариата. Виктор Балога на удивление громко возмутился антиконституционностью деяния Тимошенко сотоварищи и пообещал адекватные меры со стороны гаранта якобы попранного Основного закона.
Потом свою партию в этой опере спела и сама Валентина Семенюк. Подробно рассказав на пресс-конференции, где правительство неправо в своих действия и мнениях (зацепило Валентину Петровну сравнение с тормозом), глава ФГИ заверила, что "отстраняться" она в ближайшее время не планирует. Разве что этого захотят глава государства и Верховная рада.
На следующий день свежеотстраненная прорвалась на рабочее место, но спустя несколько часов отбыла на встречу с президентом. Результат рандеву не заставил себя ждать - своим указом Виктор Ющенко приостановил действие распоряжения Кабмина.
Юридическое болото
Казалось бы, после того, как президент поставил жирную запятую в вопросе с отстранением Валентины Петровны, обсуждать законность действий правительства уже как-то и не комильфо. Но стоит только вспомнить, с какими трудностями сквозь юридические дебри "пробивались" памятные указы о проведении досрочных выборов и увольнении судей КСУ, как становится понятно: украинское законодательство позволяет разночтения.
Основной проблемой стало то, что на сегодня в Украине не существует "профильного" закона о Фонде государственного имущества. Поэтому, судя по аргументам всех заинтересованных сторон, под отстранение Семенюк пытаются подогнать все, что хотя бы минимально подходит.
Правительство, судя по заявлениям Юлии Тимошенко и Александра Турчинова пошло простейшим путем. Если счесть ФГИ центральным органом власти, то его руководство согласно закону о Кабмине становится подконтрольным КМУ. И, хотя премьер действительно не может назначать/увольнять глав госорганов (об этом ясно говорит и пункт 12 статьи 85 Конституции Украины), и полномочен всего лишь подготовить представление для парламентского голосования, но курировать деятельность контролируемых органов в полном объеме может исключительно правительство. Кроме того, если уж ФГИ - государственный орган, то совершенно логично, что на его руководство распространяется закон о государственной службе, согласно которому можно отстранять от деятельности в случае чего.
К тому же, есть еще постановление Кабмина "Об утверждении порядка проведения служебного расследования относительно государственных служащих". Этот документ предполагает, что любой чиновник может стать "объектом" расследования, если на то будет воля высшего руководства страны, первого вице-премьера, руководителя ведомства, где трудится "подрасследуемый", или чиновника, назначившего его на пост. Кабмин трактовал этот пункт как свое законное право "на разобраться".
А вот сама Валентина Семенюк почему-то ухватилась за словосочетание "руководитель государственного органа, который назначил на должность государственного служащего". Согласно логике главы Фонда, раз уж указ о ее назначении подписал президент, то и отправлять на расследование может исключительно он. Своеобразный ход мыслей, особенно если учесть, что Валентина Петровна настаивала на том, что решение об отставке/утверждении принимает Верховная рада. Тогда почему бы не посчитать прямым работодателем всех 450 депутатов?..
Еще одним "сильным моментом" в аргументации Кабмина должен был стать прописанный в том же постановлении механизм: решение о том, отстранять или не отстранять, принимает глава комиссии. В случае с Семенюк это Александр Турчинов. Правительство подстраховалось, но прав оказался Виктор Балога - президентский указ все изменил.
Юристы Секретариата пошли простым и элегантным путем. Вместо того, чтобы увязнуть в болоте: кто может отстранять, а кто в праве комиссии формировать - они сделали упор на статус ФГИ. И это действительно было самым слабым моментом во всей эскападе Кабмина. Дело в том, что длительное время Фонд госимущества числился в перечне "центральных органов исполнительной власти со специальным статусом". Числился до тех пор, пока в январе 2007 не был "оттуда" извлечен указом президента. Предполагалось, что вскоре будет прописан специальный закон. Закона нет. А по временному положению, "ФГИ определен государственным органом, который осуществляет государственную политику в сфере приватизации государственного имущества". И, согласно логике президентского указа, орган хоть и государственный, но не "центральный". Соответственно, кадровые вопросы внутри ФГИ проходят "мимо" полномочий Кабмина. Правда, в указе ни слова не говорится о том, что руководитель Фонда, вне зависимости от того, какой это орган, центральный или нет, остается государственным служащим. Тогда большая часть аргументов правительства может остаться в силе. Но, похоже, разбираться с тем, кто, как и что может расследовать, придется судам. Уж очень глубоко украинское законодательное болото...
Так не достанься же ты никому!
Основная причина "волнений" вокруг должности руководителя Фонда государственного имущества - стремление проконтролировать ход приватизации. Во всяком случае, этим больше всего обеспокоена Юлия Тимошенко, для которой распродажа госимущества - простая и эффективная возможность пополнить бюджет где-то в районе тех "дыр", которые в нем пробила вкладово-социальная политика премьера. Судя по всему, глава правительства уверена, что с Валентиной Семенюк каши не сварить. И нельзя сказать, что Юлия Владимировна в этом не права - с каждым годом пламенная революционерка времен Майдана, становилась все спокойнее и все благодушнее, более успешно формируя собственный политический образ, чем наполняя бюджет. Да и оставлять у приватизационного руля человека, которым действительно интересуется Генеральная прокуратура - вредно для светлого и честного имиджа правительства.
То, что приватизация будет непростой, понятно стало уже в середине января, когда президент забраковал топ-500 потенциальных объектов продажи. Глава государства мотивировал свою позицию тем, что, мол, распродадим облэнерго, и попадем в энергетическое рабство к пока еще неизвестным олигархам. Но, возможно, списку досталось на орехи в первую очередь просто потому, что составлял его Кабмин Тимошенко...
Но пока дело до продажи даже не доходит - блокада Рады помешала всему. Потому и попытки что-то предпринять со стороны Кабмина выглядят логичными. А вот реакция президента и его Секретариата удивили.
Резкое заявление Виктора Балоги, опубликованное на сайте президента (что-то в Украине не так с субординацией) на первый взгляд казалось очередным мероприятиям в стиле "а Баба-Яга - против". Невооруженным глазом видно, что между президентом и премьером уже больше месяца идет напряженная "теннисная" партия. Главы государства перебрасывают друг другу мячики своих инициатив. В том чиcле, и приватизационных, а теперь вот - и кадровых. А злые языки утверждают, что не спроста это, и приписывают авторство противоречащих решений именно главе СП.
То, что указ Виктора Ющенко был незамедлительно подготовлен и опубликован, позволяет лишь укрепиться в мнении, что основным принципом президентско-премьерской политики в последнее время стало "так не достанься ж ты никому". Но, с другой стороны, все-таки речь идет о посте, с которого осуществляется руководство приватизационной политикой - слишком интересующая всех тема.
Уже понятно, что Семенюк категорически не устраивает БЮТ, а вот про другие политические силы так не скажешь. "Регионы" формально не у дел, но это если забыть, что в составе партии хватает очень небедных людей, которых Юлия Владимировна хотела "раскулачить" когда-то, может захотеть сейчас. А Валентина Петровна ведь социалистка, а не большевичка, и экспроприировать у экспроприаторов спешить не будет. Ну, и нельзя забывать, что кроме сохранения имущества следует беспокоиться о его преумножении - и тут тоже снова глава ФГИ в помощь. Безусловно, иметь на высоком посту однопартийца, для членов ПР было бы надежнее и приятнее, но и Семенюк в качестве компромиссного варианта их устроит (как до сих пор устраивает генпрокурор Медведько).
Похоже, что в качестве "ходячего" компромисса Валентина Семенюк может устроить и президентскую сторону. Глава государства уже не вспоминает о скандалах прошлого года, когда руководитель Фонда обвиняла Виктора Ющенко в пособничестве "своему окружению", которое настырно "зарилось" на "Лугансктепловоз". Зато всегда можно вспомнить, что именно Валентина Петровна выполнила президентскую волю и перепродала "Криворожсталь", тем более, что о роли в этом деянии премьера Тимошенко вспоминают все реже.
Возможно, защита главы ФГИ - это и не пункт обязательной программы усреднения интересов Банковой и одной, с недавних пор оппозиционной, политической силы (с маячащим призраком "широкой" коалиции на заднем фоне). Быть может, президент действительно ратует за законность деяний "его" Кабмина. Или действительно хочет лишний раз напомнить Юлии Владимировне, кто в Украине вроде как хозяин. А может быть и так, что проблемы с Радой - это лишний повод затянуть кадровый процесс и снова перерешать список будущих "назначенцев". Ведь желающих удобно устроиться в такой "вкусной" сфере, как Фонд государственного имущества, наверняка хватает.
Поэтому торг не исключен и даже уместен. Тем более что парламент, забыв о своей деятельности, оставляет простор для чужой. Зато, если в ближайшее время удастся восстановить работу ВРУ, и депутаты таки проголосуют "бютовца" Андрея Портнова, одной юридической коллизией станет меньше. Да и приватизация пойдет-покатится без тормозов... Хотя нет, Валентина Семенюк вполне могла бы прослушать мастер-класс у Святослава Пискуна и изыскать возможность вернуться на должность. Ведь хватает в стране людей, которые были бы рады спустить всю эту неловкую ситуацию на тормозах и снова увидеть мадам Самсоненко на насиженном месте...