Недочленство [ Редагувати ]
Пальму первенства как главная интеграционная тема уже более месяца удерживают перспективы присоединения Украины к ПДЧ. Казалось, привычные когда-то разговоры о евроинтеграции отошли на задний план. Но в конце февраля старая тема вернулась: европейцы готовы укреплять сотрудничество, а украинцы рассчитывают на ассоциированное членство.
Затянувшаяся дружба
Непростые отношения ЕС и Украины зародились на заре девяностых. С курсом на запад украинский парламент определился в 1993 году, когда впервые было официально признано: "перспективной целью внешней политики Украины является вступление в ЕС". Правда, каким же образом евроинтеграционные перспективы будут сочетаться с провозглашенной одновременно многовекторностью было непонятно тогда, и не стало более понятно сейчас.
Следом за определением многовекторного курса Украина и ЕС подписали несколько соглашений, в частности о торговле разными видами товаров и о сотрудничестве в ядерной сфере. Уже летом 1994 года Украина первая из стран СНГ подписала с Евросоюзом Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое, однако, вступило в силу только в 1998 году. Складывалось впечатление, что пройдет несколько лет и вот - наша страна уже полноправный член дружной европейской семьи.
На протяжении нескольких лет украинское руководство без особого энтузиазма воспринимало положения Соглашения. Некоторые реформы либо не осуществлялись, либо проводились со значительным опозданием. Но официальный курс, казалось, оставался неизменным: Украина активно дружит с Европой.
Леонид Кучма попытался всецело посодействовать закреплению дружбы в 2002 году, когда в своем ежегодном послании к депутатам Верховной рады озвучил подробный план вливания в европейское сообщество. "Догнать и перегнать" по версии Леонида Даниловича выглядело весьма оптимистично: в 2003-2004 договориться об ассоциированном членстве и создать зону свободной торговли, в 2004-2007 годах - пройти все необходимые процедуры и стать ассоциированным членом Евросоюза, в 2005-2007 - создать с ЕС таможенный союз и, победным маршем, где-то между 2007 и 2011 выполнить все условия, обязательные для членства в Европейском союзе. При всем своем оптимизме, тогда украинские власти больше рассчитывали на присоединение к ЕС в 2011 - как раз период председательства давней союзницы Польши. Но радужные перспективы разбились о реальность: когда в том же 2002 году Украина "попросилась" в ассоциацию, ей было отказано, и было предложено поучаствовать в тогда еще загадочной программе Европейской политики соседства (ЕПС).
Основной целью ЕПС (судя по подробному разъяснению, которое последовало практически через год после создания программы) было создание "кольца друзей" Евросоюза на его границах. Таким образом, ЕС пошел на некоторое сближение с соседями (например, пообещал приоткрыть рынки), но при этом мягко оговорил: соседство потенциального членства в ЕС не предполагает (тем более что Европа значительно расширяться не собирается). Кроме Украины в подобном подвешенном положении оказались преимущественно страны Закавказья и Северной Африки.
При этом украинское руководство не оставляло мечты о хотя бы ассоциированном членстве в ЕС. В 2004 году все возможные перспективы "уткнулись" в непробиваемую на тот момент стену: Совет министров стран ЕС не предоставил Украине статус страны с рыночной экономикой. Но на рубеже 2004-2005 годов к власти пришли "знатные евроатлантисты" во главе со свежеизбранным президентом Виктором Ющенко. Оптимисты воспрянули: теперь-то точно дружба с Европой станет поперспективнее.
В 2005 году с подачи нового главы государства был взят "жесткий" курс на евроинтеграцию. Европа оценила. Но не сразу - возможно, хотела удостовериться в принципиальности намерений. В феврале 2005 был утвержден План действий Украина-ЕС. Дальше - веселее. К апрелю 2006 года, понаблюдав за ходом парламентских выборов, европейцы уже заметно смягчились. А депутаты Европарламента даже предложили Украине замахнуться на все то же ассоциированное членство. Но на деле нашей стране было предложено укреплять отношения с европейскими странами в рамках давно подписанного десятилетнего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. А вот к моменту окончания его действия можно поговорить об ассоциации...
При всей затянутости странной дружбы с ЕС к Украине вернулись основания для некоторого оптимизма. Тем более что речь шла уже о более "материальных" перспективах: после вступления Украины в ВТО стартует процесс создания зоны свободной торговли, кроме того, Европа пообещала упрощение визового режима и подготовку нового, углубленного, соглашения.
Свою часть договоренностей депутаты Европарламента выполнили. В конце 2007 года были, наконец, утверждены новые визовые условия. А вот присоединиться к Всемирной торговой организации Украине удалось только в феврале 2008. Но после показалось, что процесс действительно пошел - 18 февраля был анонсирован запуск процедуры создания зоны свободной торговли. Быть может, теперь уже и ассоциированное членство не за горами?..
Евроассоциации...
Полуофициально считается, что после "последнего рывка" - вступления в ЕС Болгарии и Румынии - Евросоюз не планирует значительно расширяться. Наиболее вероятными кандидатами на присоединение остаются балканские страны, что же касается объектов пресловутой "политики соседства", то для ЕС проще и удобнее окружать себя друзьями, которые при этом не "набиваются в родственники". Именно потому некоторые функционеры Евросоюза периодически напоминают: в ближайшие 10-20 лет "мечтателям" ничего не светит.
Впрочем, заявка на ассоциированное членство, о котором Украина в очередной раз заговорила устами Виктора Ющенко, не предполагает излишне стремительную евроинтеграцию. На сегодня "в ассоциации" числятся в основном государства, с которыми Европа стремится дружить теснее, но и принимать в состав ЕС не спешит. Так, например, неопределенной является позиция Евросоюза по странам Магриба (африканского Средиземноморья), некоторые из которых, в частности Тунис и Марокко, стали ассоциированными членами благодаря тому, что их внутренние рынки оказались интересными для европейцев. А вот полноценное членство для них пока закрыто: в ЕС нет единого мнения по поводу того, насколько Северную Африку можно считать "Европой".
В схожей, но несколько более интересной ситуации находится Турция. Как стратегический партнер она для Евросоюза интересна, как потенциальный член - также сомнительна, как и "европейские африканцы". Ситуацию усугубляют еще и внутренние сложности отдельных европейских стран (к примеру, Германии), которые уже давно осваиваются массовыми турецкими диаспорами, что "старыми" европейцами воспринимается неоднозначно. Вот и получается, что ассоциированным членом ЕС Турция стала в уже далеком 1963 году, а таможенный союз между ней и странами ЕС был создан только в 1995.
Нельзя сказать, что для Украины ассоциированное членство оказалось бы бесполезным. Как раз, наоборот: в большинстве случаев "ассоциация" предполагает скорее экономические, чем политические преимущества. Чаще всего это создание зоны свободной торговли и введение безвизового режима. Кроме того, вполне вероятными становится углубление сотрудничества в разных сферах (а европейцы 28 февраля текущего года намекнули, что неплохо было бы "подружиться" энергетиками) и рост инвестиций со стороны европейских стран в экономику Украины. Постепенная унификация таможенных норм, системы налогообложения и дальнейшее реформирование экономики прилагаются.
Таким образом, для Украины вроде бы польза налицо. А вот польза для Европы несколько более призрачная. Считается, что если бы украинский рынок был по-настоящему интересен для западных соседей, ассоциированное членство было бы утверждено давно. К тому же, затянувшееся вступление в ВТО и скандал вокруг украинских пошлин показали, что с украинскими экономическими традициями европейцы не слишком уж церемонятся. А создание зоны свободной торговли, о которой в последнее время вспоминают все чаще по желанию европейской стороны тоже может затянуться: оптимистичные прогнозы министра иностранных дел Владимира Огрызко звучат как "один-два года", пессимистичные - до четырех лет, а европейцы еще некоторое время назад упоминали пять-семь лет.
В любом случае, по словам Виктора Ющенко основная часть переговоров коснется как раз экономической части сотрудничества, с политической, вроде бы, проще. К тому же украинский президент в своих планах упоминает именно "политическую ассоциацию". Вопрос только в том, насколько к этой "политической ассоциации" готова Европа.
Перспективы сентябрьского саммита Украина-ЕС слабо прогнозируемы. Не исключено, что европейцы в очередной раз напомнят Украине, что она - страна-"соседка", пусть даже и считает, что "выросла" из этого статуса. Да и Соглашение о сотрудничестве и партнерстве может быть просто пролонгировано. А возможно, его заменит новое углубленное соглашение, в котором может прозвучать слово "ассоциация". Но с равным успехом может и не прозвучать.
Украина и без того, похоже, взяла курс на экономическую евроинтеграцию. Во всяком случае, о вполне оптимистичных перспективах той же зоны свободной торговли, которая обычно создается в рамках ассоциированного членства, упоминают не только украинские дипломаты, но и чиновники Евросоюза. И, может, получится так, что большую часть привилегий ассоциированного членства Украина со времен получит и так.
Да вот только после проваленных попыток для нашей страны "ассоциация" становится не столько чем-то ощутимым и полезным, сколько символом пусть возможного лишь в отдаленном будущем, но все-таки присоединения к ЕС. Одна проблема: для стран Евросоюза, самые "молодые" из которых прошли через "недочленство", это символ приблизительно того же самого. А со своим желанием/нежеланием видеть Украину частью Европы ЕС до сих пор не определился. Одни ассоциации...