Курс на Атлантику [ Редагувати ]
Покорить Атлантический океан решили участники проекта "Казацкая Атлантика", стартовавшего в Запорожье. Сегодня с Хортицы в дальний поход торжественно провожали казацкую чайку "Спас". Точную копию судна 17 века строили на протяжении трех лет во Львове. Теперь - после Черного и Азовского морей - корабль ждут воды Атлантического океана. Среди провожающих был и наш корреспондент Сергей Бордюжа.
Увидеть Атлантику и умереть. Так можно вкратце сформулировать мечту 50-летнего львовянина Мирона Гуменецкого. Несколько лет назад он собственноручно, на основании старинных документов, нарисовал проект козацкой "чайки". А потом три года воплощал его в жизнь. Стоя за штурвалом, рассказывает - корабль изначально готовили для перехода через океан.
Мирон Гуменецкий, капитан чайки "Спас":
"Нам кажуть, а якщо вам там візи не зроблять, чи ще щось? Ми кажем - нам не головне попасти в Америку. Головне, перейти Атлантику. А не попадем в Америку - попадем в Південу Америку, чи ще кудись. Тобто не має значення, куди. Ціль є - перейти Атлантику".
Корабль уже прошел испытание Азовским и Чорным морями. Современная "чайка" оснащена не только парусом. Судно имеет двигатель, навигационные приборы и спасательный плот, без которых в дальнем плавании не обойтись. Руководитель похода Роман Рось не дождется, когда увидит большую воду.
Роман Рось, атаман похода "Казацкая Атлантика":
"Ми вже чекаємо - не дочекаємось, поки почнуться хвилі океану, такі довгі, розлогі, на яких корабель лежить як пліт просто. І його набагато менше хитає ніж в Чорному морі, коли розхитує коротка хвиля корабель. Насправді це всі мокрі завжди, а океан - це буде зовсім інша історія".
Но перед тем, как покорять Атлантику, экипаж планирует "отметится" в Старом Свете. Сейчас 12 членов экипажа разрабатывают детальный план похода.
Юрий Иванишин, организатор проекта "Казацкая Атлантика":
"На Мальту, де похований Юрій Хмельницький. В Брест, де збираються тисячі історичних кораблів - це Франція. І всюди ми будемо говорити, що вартувало би українським козакам раз на рік, або на два, або на п'ять, я не знаю, всім зі всього світу зібратися тут і показати, хто на що здатен".
Ответственный за порядок на судне, боцман Иван Гаврилко, угощает гостей медовухой. С алкоголем на корабле не шутят. Но по праздникам и в тяжелые минуты - можно, уверяет боцман.
Иван Гаврилко, боцман чайки "Спас":
"При оказіях, є така річ, як після довгого перебування у воді видається чарка. Але то не стільки для зігріву, скільки просто для заспокоєння нервів, тому що деколи робота за бортом в гідрокостюмі вимагає зусиль більше моральних і фізичних".
Скорость судна, созданного по образцам 16-го века, невысокая - не более 15-ти километров в час. Поэтому поход, рассказывают члены экипажа, будет долгим - около полутора лет. Только по истечении этого срока мечта "увидеть Америку" станет реальностью.
В путешествие козацкая чайка отправится только через неделю. За это время экипаж проведет тренировку и окончательно подготовит судно к длительному походу.