Учёные выяснили главную причину игры в лотерею [ Редагувати ]
По-научному подойти к вопросу "Что толкает людей на покупку лотерейных билетов?" решил исследователи из университета Карнеги-Меллона (Carnegie Mellon University) и провели серию экспериментов.
Государственные лотереи возвращают в виде выигрышей в среднем только 53 цента с каждого доллара, потраченного людьми на билеты, указывают ученые. Однако люди охотно идут на риск в надежде на выигрыш, зная, что их шансы на успех - призрачны.
Чтобы выявить закономерности в таком поведении, авторы исследования "рекрутировали" добровольцев на автобусной станции Питтсбурга (где и проводился опыт), попросив их для начала заполнить анкеты. Причем людей поделили на две группы (сами испытуемые не знали об этом).
Первой давали анкеты с вопросом "Ваш годовой доход?" и вариантами "менее 100 тысяч долларов", "от 100 до 200 тысяч долларов", "от 200 до 300 тысяч долларов" и так далее. У второй группы на тот же вопрос варианты ответов были такими: "менее 10 тысяч долларов", "от 10 до 20 тысяч долларов", "от 20 до 30 тысяч долларов", "от 30 до 40 тысяч долларов" и так далее.
Получалось, что, как бы ни распределялись доходы людей в каждой из случайно составленных групп, в первой - большинство респондентов оказывалось в левой части предложенной шкалы доходов, а во второй группе - в середине или в правой части. Соответственно испытуемых из первой группы ученые заставили психологически ощущать себя более бедными, а во второй - более богатыми.
Далее каждому давали по 5 долларов (якобы за помощь в опросе) и предлагали тут же купить лотерейные билеты со стирающимся слоем.
В группе "бедных" среднее число купленных билетов на одного человека составило 1,27, а в контрольной (более "богатой") группе - 0,67.
Далее опыт усложнили. Поставили еще один эксперимент, сходный с предыдущим. Но в нем исследователи косвенно напоминали испытуемым, что хотя слои населения с разными уровнями доходов обладают и разными возможностями в плане образования, работы и жилья, в лотерее все равны и шанс на выигрыш растет с увеличением числа купленных билетов.
После такой "подсказки" группа испытуемых покупала в среднем по 1,31 билета, а контрольная группа, участникам которой такое напоминание не делали, только 0,54.
Исследователи делают выводы: бедность - ключевой фактор, толкающий людей к покупке лотерейных билетов. Люди надеются решить с их помощью свои проблемы, хотя на деле постоянная игра только усугубляет их незавидное положение. Ученые рекомендовали властям обратить внимание на этот порочный круг.