В Украине вновь заговорили о ненадлежащей охране музеев [ Редагувати ]
В Украине вновь заговорили о ненадлежащей охране музеев. В конце июля в Одессе было украдено полотно Микеланджело де Караваджо "Взятие Христа под стражу". Это третья копия картины, созданная самим автором. Эксперты оценивают ее - в несколько миллионов долларов. Поиски шедевра итальянского живописца продолжаются до сих пор. В милиции говорят - наработки уже есть, но подробностей не сообщают. О защите ценных экспонатов - в материале Андрея Анастасова.
Вот уже три недели в Одесском музее тихо и пустынно. Посетителей не пускают - здесь работают следователи. Наиболее ценные экспонаты унесли в хранилище. Как и украденная картина Караваджо, они находились на втором этаже. Но, несмотря на то, что в этом зале было немало шедевров, окна даже не оснастили решетками. А сигнализация, реагирующая на звук битого стекла, давно устарела. Внизу - двор музея вокруг - городские трущобы.
Андрей Анастасов, корреспондент:
- Грабителю оставалось лишь пробраться в музей незамеченным. На крышу он попал - через чердак соседнего дома. Дальше - дело техники. На окне второго этажа злоумышленник - снял штапики и аккуратно выдавил стекло.
Особо не церемонясь, грабитель легко извлек полотно из рамы. По существующим в Украине нормам - на особо ценных картинах должны быть установлены специальные датчики. Они срабатывают, если раму сдвигают с места или холст пытаются вырезать.
Александр Ивановский, начальник Управления службы охраны ГУ МВД в Одесской области:
- Если бы вся эта сигнализация была установлена, она бы обязательно сработала, и реагирование было бы очень быстрое. То есть, наиболее подготовленные сотрудники охраны были б буквально через 10-15 секунд уже там.
Деньги на систему безопасности музей Западного и Восточного искусства просит еще с советских времен. Безуспешно. Недавно одесские художники даже продали свои работы - но на вырученную сумму новую сигнализацию удалось установить только в хранилище. Почему картину Караваджо "Взятие Христа под стражу" не держали под замком - в музее объясняют просто.
Людмила Сауленко, зам.директора Одесского музея западного И восточного искусства:
- Если спрятать картину в фонды, которые закрыты под сигнализацией, опечатаны - это будет надежно! Но какой в этом смысл?! Произведения существуют для людей, прятать их, закрывать в одиночке на годы и десятилетия - вот это преступление перед человечеством!
В управлении культуры считают, что государство должно пересмотреть схему финансирования. В Одесской области, где сотни музеев, библиотек и театров находятся в плачевном состоянии, на культуру выделяют копейки.
Надежда Бабич, начальник Одесского облуправления культуры и туризма:
- Должна быть разработана государственная программа поддержки учреждений культуры - в том числе и музейных заведений. Либо мы должны получать субвенции на поддержание этих учреждений в надлежащем состоянии.
Теперь Музею западного и восточного искусства сигнализацию купят. А вот найду ли картину? Если преступление было совершено под "заказ", шансов мало. Если же грабитель действовал наобум, не все потеряно. Ведь продать шедевр стоимостью миллионы долларов, не привлекая внимания - невозможно.
Эдуард Добрынин, начальник Одесского городского управления МВД:
- Пока нового я ничего добавить не могу - в интересах расследования, оперативного раскрытия этого преступления. Но я хочу сказать, что одесской милиции ничего не раскрываемого не бывает.
Тем временем, к поиску полотна "Взятие Христа под стражу" подключились и простые одесситы. По городу расклеены вот такие плакаты с просьбой помочь следствию. За полезную информацию обещано вознаграждение - тысяча долларов. Их собрали те, кому небезразлична судьба картины.
АА, ИМ, Подробности, ТК Интер, Одесса