Экипаж российского корабля "Аргунь" стал заложником мошеннической операции [ Редагувати ]
Во Владивосток после многомесячного плена в порту Кейптауна (ЮАР) вернулись 8 моряков - часть российской команды стоящего уже почти четыре года под арестом танкера "Аргунь". На судне осталось еще 8 полуголодных членов экипажа. От моряков отказались и арендатор корабля - приморский бизнесмен Евгений Соколов, и владелец - Тихоокеанский флот (ТОФ) России. Таков предварительный итог серии скандальных судебных разбирательств вокруг одного из самых современных вспомогательных судов ТОФа, каковым в свое время являлась "Аргунь".
Всего же в результате ряда мошеннических операций Тихоокеанский флот РФ за последние десять лет лишился более двухсот кораблей, перешедших в частную собственность. "Мы выжили только благодаря тому, что нас кормили международные благотворительные организации и шериф Кейптауна, обеспечивающий арест судна. Он выделял по 60 центов в сутки на наше питание. Для сравнения могу сказать, что по норме стоимость суточного рациона составляет 5 долларов, -- сказал, устало сходя с трапа самолета, механик "Аргуни" Александр Старцев.
Скандальной истории танкера "Аргунь" уже несколько лет. В середине 90-х годов, когда все военные флоты России начали борьбу за выживание, он был сдан в аренду компании "Нейшнл Пасифик Лтд.", принадлежащей некоему гражданину США Майклу Майзелю (в недавнем прошлом подданному России Михаилу Мозелю). Самое новое на тот момент вспомогательное судно флота было отдано "новому американцу" сроком на семь лет, с разрешением смены флага на удобную страну, с правом выкупа. Однако в 1999-м судно было арестовано за долги Майзеля перед своими партнерами, производившими ремонт судна.
Два года "Аргунь" под флагом офшорного государства Белиз простояла у причала. Затем флаг внезапно заменил российский триколор. Как выяснилось, пока корабль стоял под арестом, Майзель за бесценок выкупил танкер... сам у себя. Схема подобных мошеннических операций проста. Оператор, то есть тот, кто управляет кораблем (в данном случае Майзель), оформляет продажу на свою же "липовую" фирму, которая чуть позже перепродает его такой же "липовой" фирме, и так далее по длинной цепочке. В результате в дальнейшем очень сложно установить незаконность первой сделки. Правда, эта схема работает только в случае, если настоящий владелец (в данном случае командование ТОФа) действует с мошенником слаженно.
После серии судебных разбирательств ТОФу удалось вернуть танкер в свою собственность. Затем руководство флота внезапно заключило договор о его передаче старому приятелю Майкла Евгению Соколову. При этом танкер так и остался под арестом в зарубежном порту -- Соколов не захотел расплачиваться по долгам своего приятеля. Тем не менее набрал в Приморье экипаж, пообещав работу. Просидев без денег и работы с мая прошлого года, часть команды отчаялась и обратилась за помощью в Российский профсоюз моряков (РПСМ). Другая часть продолжает верить, что фирма с ними расплатится, и остается в ЮАР.