Украина снова стала президентско-парламентской республикой [ Редагувати ]
Украина с пятницы должна жить по Конституции образца 1996 года. Таким было решение Конституционного суда, который отменил закон о политреформе, принятый в декабре 2004-го, в разгар политического кризиса в стране. Теперь Украина вновь переходит в президентско-парламентскую вертикаль, полномочия главы государства существенно расширяются. Парламент лишается таких понятий как "коалиция", "императивный мандат" и одного года каденции, правда - со следующих выборов. В срочной корректировке нуждаются несколько десятков законов, не говоря уже о нормах существования для Кабмина, Верховной рады, центральных органов исполнительной власти. Валентина Левицкая - о том, как изменяется современное политическое обличье страны.
Попытки изменить Основной закон после его торжественного принятия в 96-м - предпринимались не один раз. Уже в двухтысячном Леонид Кучма предлагал перейти к парламентско-президентской модели государства. Но тогда его не поддержали политики. В 2004-м Конституцию все-таки изменили, но сделали это в спешке, стремясь поскорее урегулировать острый политический кризис. Спустя 6 лет именно погрешности в процедуре и привели к очередному пересмотру главного закона страны.
Восьмого декабря 2004-го оппозиция во главе с Виктором Ющенко получила возможность провести третий тур выборов - взамен на урезание полномочий главы государства. Несколько законов принимали пакетом, по ходу дела внося поправки. "За" изменения в Конституцию проголосовали 402 депутата из всех фракций, кроме БЮТ.
Леонид Кучма, президент Украины (1994-2005):
- Останній час ми неодноразово чуло слова, що не повинно бути переможців чи переможених, що повинна виграти Україна. Я думаю, що треба додати, щоб ні в якому разі не було приниження. Я і сьогодні прийшов у цей зал з розумінням того, що те рішення, яке сьогодні необхідно не якійсь частині парламента, а країні нашій, - буде прийнято.
На то, что при этом была нарушена обязательная для таких случаев процедура экспертной оценки в Конституционном суде, все творцы политреформы тогда закрыли глаза, списав все на политическую целесообразность.
Виктор Ющенко, президент Украины (2005-2010):
- Подією сьогоднішнього дня є те, що вдалося досягти те, що мало хто сподівався. Я думаю, що це день критичного компромісу. Я переконаний, що якби не сьогодні, то завтра було би пізно, все пізно.
Изменения в Конституцию вступили в силу с 2006-го года. Срок полномочий Верховной рады увеличился с 4-х до 5-ти лет, и появилось понятие "коалиция" депутатских фракций.
Именно она выдвигала кандидатуру премьер-министра, а президент должен был внести ее на голосование парламента. Без согласия большинства в Раде - президент не мог назначать и увольнять Генпрокурора, главу СБУ, руководителей Фонда госимущества и Антимонопольного комитета. Фамилии министров предлагал премьер, а утверждала все та же Рада. Глава правительства предлагал и кандидатуры губернаторов, а утверждал их - президент.
В то же время, глава государства имел право распустить Верховную раду, если она не успевала за месяц сформировать коалицию.
Насколько неэффективной в отечественных реалиях оказалась новая модель распределения властных полномочий, украинцы увидели очень скоро. Противостояние в парламенте, постоянные конфликты президента и премьера, выяснение - кто в стране главный, и в итоге - провал большинства обещанных реформ.
Во всем виновата плохая Конституция и ее снова нужно менять - решил президент Ющенко. Панацеей от междоусобиц во власти он считал двухпалатный парламент, в котором станет на треть меньше депутатов, изменение в системе выборов в Раду и местные советы.
Но эти предложения так и остались на бумаге. Новый президент и его команда в парламенте пошли другим путем: попросили Конституционный суд дать оценку - изменениям 2004-го года.
Елена Лукаш, замглавы Администрации президента, представитель президента в КСУ:
- Мы так и не научились жить по нормам Конституции, которые не регулировали общественные отношения, а искривляли все демократические принципы и все нормальные способы функционирования государственной власти. Пришло естественное время исправлять ошибки.
Два с половиной месяца изучения материалов, неделя закрытых дебатов в суде - и вот вердикт.
Анатолий Головин, председатель Конституционного суда Украины:
- Визнати таким, що не відповідає КУ, є неконституційним закон України про внесення змін до КУ від 8 грудня 2004 року №2222 у зв'язку з порушенням конституційної процедури його розгляду та прийняття. Покласти на органи державної влади обов'язок щодо невідкладного виконання цього рішення стосовно приведення нормативно-правових актів у відповідність до КУ від 28 червня 1996 року.
Решение суда вступило в силу в тот же день. Это значит, что с 1-го октября страна вновь живет по Основному закону 96-го года. Каденция депутатов Верховной рады и местных советов - снова сократилась до четырех лет. Коалиция - больше не нужна.
Ведь президент вернул себе право предлагать кандидатуру премьер-министра на рассмотрение Верховной рады, назначать и увольнять министров по представлению главы правительства. Отправлять премьера и весь Кабмин в отставку - президент может и без согласия парламента. Точно также - именно глава государства назначает и увольняет Генпрокурора, председателя СБУ, руководителей ФГИ и антимонопольного комитета. Судьбу губернаторов президент решает с подачи Кабинета министров.
Решение суда оппозиция восприняла в штыки. Лидер БЮТ заявила - раз Конституция-2004 признана "неправильной", то и нынешняя власть избрана незаконно.
Юлия Тимошенко, лидер БЮТ:
- Вихід мусить бути цивілізованим сьогодні з цього, адекватний. Цей адекватний вихід - в нових умовах переформатувати, переобрати всю владу. і я не думаю, що класика демократії говорить про те, що вибори - це хаос. Вибори - це відновлення справедливості.
Как действовать дальше, решали лидеры 14-ти оппозиционных партий, которые в тот же вечер собрались на закрытое совещание.
Анатолий Гриценко, лидер партии "Гражданская позиция":
- Більшість партій вимагають відставки КС у його нинішньому складі. І більшість партій поділяють думку про необхідність проведення дострокових президентських і парламентських виборів. Остаточні позиції будуть узгоджені до вівторка.
Пересмотр Конституции не означает отмены результатов выборов, уверяет министр юстиции.
Александр Лавринович, министр юстиции Украины:
- В Україні повноваження не обирають, як не обирають в жодний іншій державі. Я наводив приклад, як у 94-му році обирали президента, а потім у 96-му ухвалювали конституцію, і ні в когоне виникало питання переобирати президента чи ВР.
Зато законодательство придется срочно переписывать под новую-старую Конституцию.
Первым делом нужно будет менять законы "О Кабмине" и "Регламенте Верховной рады", уверен Владимир Литвин. А чтобы не возникало путаницы - следует урегулировать и сроки полномочий депутатов всех уровней.
Владимир Литвин, председатель Верховной рады Украины:
- Я вважаю, нам треба зараз напрацювати зміни до Конституці, вони мають бути короткими щодо термінів перебування на посадах. Що ВР, я вважаю, має бути порядок 5 років, місцеві органи самоврядування - 5 років, голови сільських, селищних і міст - 5 років, і в перехідних положеннях зафіксувати, що закон у частині терміну перебування на посадах не має зворотної сили.
Всего же предстоит изменить около сорока законов. Новую версию закона "О кабмине" правительство уже готово передать на рассмотрение Верховной рады.
Валентина Левицкая, Надежда Дерманская, Иван Ермаков, Алексей Стеченко, Подробности недели, телеканал Интер