Оробец предлагает украинским университетам учиться у китайских [ Редагувати ]
Для того, чтобы исправить плачевное положение дел в украинском образовании, а также попасть в рейтинги мировых университетов, Украине нужно бороться с бюрократией, учить языки и перенимать опыт Китая, уверена народный депутат, член парламентского комитета по вопросам образования Леся Оробец. "К сожалению, украинские университеты были проигнорированы не только рейтингами The Times этого года. До сих пор они не появлялись ни в одном из авторитетных мировых рейтингов", - прокомментировала она Podrobnosti.ua отсутствие украинских ВУЗов в рейтинге мировых университетов. И у этого печального явления, по мнению Оробец, несколько причин. "Самая принципиальная из них кроется в низкой конкурентоспособности отечественных университетов. Слишком уж большой является разница в ресурсах привлечения мировых профессоров и ученых, а также в финансировании современных исследований. Если в год "образования и информационного общества" украинская наука финансируется на уровне четверти бюджета одного Йельского университета – на этом уже можно было бы поставить точку", - говорит народный депутат.
Не менее важная причина, по ее мнению, состоит в неготовности и нежелании наших высших учебных заведений вообще конкурировать. "Если среднюю школу на сегодняшний день мотивирует и дисциплинирует независимое оценивание, которое заставляет учителей работать на результат, высшая школа на результат до сих пор не мотивирована. Ни законодательством в целом, ни системой госзаказа в частности. Хотя без адекватной конкуренции между высшими учебными заведениями, работодателями, абитуриентами и студентами за рынок труда, государственные средства и места госбюджета не стоит и думать о качественном высшем образовании и соответствующих местах в мировых рейтингах", - отмечает Оробец. "Для того, чтобы в них "засветиться", нужно, по меньшей мере, отвечать их критериям. К примеру, рейтинг The Times определяет первенство 200 университетов. В отличие от "шанхайского", он, кроме научно-исследовательских достижений ВУЗов, использует и субъективные индикаторы: оценки работодателей и коллег по академической среде", - поясняет она.
Тем временем, украинский работодатель к качеству нашего высшего образования относится, по словам Оробец, мягко говоря, "сдержанно". Он все больше беспокоится традиционным отсутствием квалифицированных кадров и прогрессирующим разрывом между теми знаниями, которые дает высшая школа, и знаниями, которые нужные бизнесу и государству. "Хотя рецепт решения данной проблемы прост как мир – расширение автономии высших учебных заведений, дерегуляция отрасли, привлечение к управлению ей общественных структур, в том числе и работодателей, а также обеспечение равенства представителей разных форм собственности и конкурсный подход к распределению госзаказа", - поясняет нардеп. "Так же мало хорошего про наши ВУЗы может сообщить и мировое академическое сообщество. С одной стороны, уровень цитирования украинских ученых слишком низки, с другой – мировая профессура ехать к нам на заработки не рвется. В том числе и из-за слишком бюрократизированной процедуры нострификации документов, а таким образом и предоставления разрешений на работу для представителей такой категории. Сейчас последняя длится около полугода – авторитетных ученых это не мотивирует. Кроме того, украинский университет не имеет полномочий нострифицировать PhD-специалиста, которого приглашает. Ситуацию можно исправить путем внесения изменений в закон "О высшем образовании", но нынешний руководитель Минобразования делиться своими полномочиями не спешит", - констатирует Оробец.
Невысокие индексы цитирования отечественных университетов так же, по ее мнению, требуют по меньшей мере административного вмешательства. "Во-первых, преимущественное большинство так называемых "ваковских" изданий, которые теперь находятся в подчинении Минобразования, не требуют у авторов англоязычного перевода, во-вторых – тысячи наших докторов наук и профессоров не владеют ни одним иностранным языком и не имеют достаточной мотивации для изменения этого положения", - отмечает Оробец. Однако у данной проблемы простое решение. По мнению народного депутата, достаточно установить жесткие требования по обязательному предоставлению претендентом на присвоение научной степени или ученого звания международного сертификата на знание английского языка, как ситуация радикально изменится. "Или применить так называемый "китайский метод": переводить все без исключения научные работы на английский язык. Приблизительно 10 лет тому назад китайские университеты решили переводить на английский язык и направлять научные работы во всевозможные научные журналы мира. Как свидетельствует опыт Китая, цитирование в таких случаях резко возрастает. По крайней мере, в этому году Университет Цинхуа занял в рейтинге The Times 35-ю позицию", - подытоживает Оробец.