Коллективизм поощряет взяточничество - исследование [ Редагувати ]
Взяточничество осуждается практически везде, но в одних странах оно распространено шире, чем в других. Что в этом виновато больше: бедность, политическая нестабильность или слабость правоохранительной системы?
Специалисты из Университета Торонто (Канада) пришли к выводу, что коррупция чаще встречается там, где силён коллективизм, где подчёркивается взаимозависимость, а ценность индивидуального самоопределения преуменьшена. "В результате имеет место диффузия ответственности, и индивид спокойно переступает через собственную совесть", — подчёркивает соавтор исследования Нина Мазар.
Учёные провели опрос среди 17 тысяч менеджеров из 21 страны (были выбраны наиболее экономически влиятельные державы). Респонденты должны были оценить степень выражения гордости, преданности и согласованности в своих организациях и семьях, а также рассказать, насколько часто партнёры из других стран предлагают "откаты" (впрочем, кажется, кавычки уже давно не нужны).
В дополнение к этому был организован лабораторный эксперимент. 140 студентов, изучающих коммерцию, разделились на две группы. В одной с помощью давно известных приёмов учёные создали коллективистскую атмосферу, а в другой — индивидуалистическую. Затем добровольцы представили себя продавцами, общающимися с иностранными покупателями, и ответили на вопрос об откате. При этом респондентам надлежало оценить степень личной ответственности при заключении сделки, желания заключить договор, неприятия взяток, вероятность того, что взятку предложат конкуренты, а также шанс, что в конечном итоге всё решит размер подношения.
Как и ожидалось, "коллективисты" ощущали меньшую личную ответственность и были более склонны "подмазать". При этом коллективизм не оказал никакого влияния на прочие факторы.
В ходе второго эксперимента взятки предлагались напрямую — результаты были аналогичными.
Исследователи полагают, что мотивация взяточников воспринимается слишком узко. "Вопрос о коррупции — это не вопрос наличия или отсутствия экономической выгоды, — говорит Мазар. — "Мягкие факторы" вроде культурных ценностей могут быть не менее важны. Если мы сможем понять их, то удастся разработать более эффективные профилактические меры".