Ученые: Знание не ослабляет аффект [ Редагувати ]
Люди, как известно, с трудом предугадывают своё эмоциональное состояние. Но интуитивно мы считаем, что, зная заранее, как неприятно стоять в переполненном вагоне метро или обедать с родственниками, нам будет легче это перенести. На самом деле верно обратное.
Кроме того, когда мы предвкушаем удовольствие, сила положительных эмоций не снижается, а увеличивается. "Знание не ослабляет аффект", — уточняют соавторы исследования Минь Чжао и Клэр Чхай из Школы менеджмента при Университете Торонто (Канада).
83 тайваньским школьникам, которые посещают внеклассные занятия по усложнённой программе для подготовки к вузу, сказали, что их задержат дольше обычного. Одних при этом предупредили, что они останутся на лишний час, а других — нет. Затем школьников спросили, насколько им неприятна мысль о дополнительной учёбе. Как и ожидалось, участники первой группы выразили меньше негативных эмоций. После занятий всё было наоборот: члены первой группы чувствовали себя заметно хуже.
В ходе дальнейших экспериментов (испытуемым крутили приятную и неприятную музыку) исследователи получили те же нелогичные результаты. С ожиданиями совпадало только то, что неприятное послевкусие, казалось, длится дольше приятного.
Авторы объясняют этот психологический сюрприз таким феноменом, как "гедонистический контраст": текущая ситуация вам нравится или не нравится всегда сильнее, чем вы того ожидаете. "Испытывая нечто приятное и одновременно ожидая неприятного будущего, люди, скорее всего, напоминают себе, как им хорошо сейчас, и получают ещё больше удовольствия от текущей ситуации, — пишут учёные. — И наоборот, находясь в неприятном положении и ожидая лучшего будущего, скорее всего, люди понимают, насколько нехороша их текущая ситуация, отчего им становится только хуже".
Возможно также, что это вопрос внимания. Предыдущие исследования показали: когда вы сосредотачиваетесь на боли, вам становится больнее, и наоборот. Вероятно, когда люди знают время завершения текущего события, они становятся к нему внимательнее.
Третий эксперимент подтвердил вторую гипотезу. Слушая приятное (фортепьянные сонаты Моцарта) и неприятное (работающий пылесос), люди знали, сколько времени осталось до конца. Это сокращало удовольствие от Моцарта и снижало отвращение к пылесосу — потому что внимание отвлекалось от звуков.