Японцы показали "зеленое" будущее [ Редагувати ]
В минувшую субботу, 25 октября, для публики открылся Токийский автомобильный салон. В Токио традиционно представляют исключительно концепт-кары. Они показывают, куда пойдет мировой автопром, что будет машину двигать, как она будет управляться и как будет выглядеть. На нынешнем салоне преобладали экологичные концепты и трансформеры. Хозяева автошоу, японцы, не сомневаются, что за "зелеными" и универсальными технологиями - будущее мирового автомобилестроения.
На нынешней выставке представлены технологические достижения более 60 компаний, подавляющее большинство из них - японские. Европейские автопроизводители, вынужденные вновь присматриваться к стремительно меняющемуся азиатскому рынку, на автосалоне в меньшинстве. Непредставительными были и экспозиции большой американской автотройки, разгребающей домашние проблемы, как некстати навалившиеся на них в преддверье автосалона (накануне открытия автосалона агентство Standard&Poor's понизило рейтинги Ford и DaimlerChrysler).
В 2003 году Токийское мотор-шоу продемонстрировало то, какими качествами должен обладать автомобиль будущего - быть компактным и экологически чистым, комфортным и высокотехнологичным. Вообще, на выставке представлено достаточное количество эксцентричных, ярких и запоминающихся новинок. Компании предпочли выставить все самое интригующее, передовое и перспективное из всего достигнутого автомобильной индустрией за год. Ни на выставке в Детройте, ни во Франкфурте вы не найдете столько новинок автомобильного хай-тека, как в Токио.
Toyota представила на салоне два концепта, причем в одном из них - седане нового поколения LF-S - полный привод сопряжен с гибридным двигателем. Второй же - раздвижная машинка типа Smart, автомобиль-конвертер для одного человека - вообще стал одной из главных сенсаций. Автомобиль настолько маневренный, что может разворачиваться практически на месте, а из-за своей универсальности способен образовывать связки с другими такими же автотабуретками.
Subaru, в последнее время не радовавшая потребителей новинками, представила на автосалоне три концепт-кара - эффектный родстер с гибридным двигателем и вездеходными способностями, экологичный городской автомобиль и высокотехнологичную микролитражку. Mazda, некогда аутсайдер автомобильного рынка, сегодня вновь в центре внимания с новым дизайном своего популярнейшего двухместного родстера MX-5 Miata, который уже через два года поступит в продажу. Nissan попытался поразить воображение посетителей сразу четырьмя концептами, однако заинтриговал лишь новым поколением Infiniti.
И это лишь часть новинок салона, самые яркие и запоминающиеся. На мотор-шоу представлено огромное количество автомобилей и компаний, имена которых практически неизвестны на российских дорогах. Однако большинство из них объединяет стремление к высоким технологиям в области экологии. Многие перспективные модели сконструированы с учетом новейших "зеленых" разработок - помимо технологических новинок все они оснащены гибридными, электрическими или водородными двигателями.
Бортовые компьютеры автомобилей становятся все более мощными, однако управлять машиной без участия водителя они еще не умеют, и в ближайшее время не научатся. Условно развитие автомобильных компьютерных систем можно разделить на три направления: навигация или позиционирование машины на дороге, контроль состояния автомобиля и контроль состояния водителя. Пока что те автомобили, которые можно купить в автосалонах, обладают лишь более или менее развитыми системами, контролирующими работу узлов автомобиля. Поэтому на Токийском автосалоне наибольший интерес вызывали достижения в двух других направлениях развития бортовых систем.
Навигационные системы во многих развитых странах уже работают. Токийский автосалон показал, что эти системы становятся все более мультимедийными - качество передаваемой звуковой и видеоинформации растет. Правда, представленные системы рассчитаны в основном на Японию - именно в этой стране сети мобильной связи третьего поколения работают уже несколько лет.
Другая тенденция "компьютерного автопрома" - появление систем, контролирующих состояние водителя. С помощью таких систем автомобиль измеряет параметры психофизического состояния водителя (пульс, потовыделение, кровяное давление) и подстраивается под них. Далее машина пытается "привыкнуть" к манере езды и затем отмечает опасные отклонения. Если такие отклонения появляются, то система должна сообщить водителю о том, что его поведение становится опасным для его же жизни. При этом такие сигналы могут быть рассчитаны и на других участников движения. Правда, пока не понятно, как отнесутся потенциальные покупатели машины к тому, что отклонение поведения водителя от нормы будет заметно окружающим, в том числе и полицейским.