На межсоюзьи [ Редагувати ]
После затяжной паузы ЕС и Украина согласовали-таки дату проведения саммита. Правда, шансы на то, что 25 февраля Соглашение об ассоциации будет подписано, крайне невелики. И все же Брюссель подчеркивает свою готовность к сотрудничеству – при соблюдении ряда условий. А Киев тем временем все чаще оглядывается на Таможенный союз.
Старые речи о главном
Одним из зримых проявлений пробуксовки в отношениях Украины и ЕС осенью 2012 года стал перенос двухстороннего саммита на поначалу неопределенный срок. Перечень официальных поводов для задержки нередко открывался техническими причинами, замедляющими процесс подготовки текста Соглашения об ассоциации к дальнейшей работе. Главным же неофициальным фактором, по всей видимости, оставались парламентские выборы. И все же и осень, и волеизъявление, подсчет результатов которых существенно омрачил европейское впечатление от выборов, миновали, а дату проведения саммита так и не спешили назначать. Наконец, 17 декабря стало известно, что обтекаемое до недавних пор "В начале года" было намечено на 25 февраля (что, к слову, предсказал экс-министр экономики Петр Порошенко). "Во время (телефонного, - "Подробности") разговора Виктор Янукович и Жозе Мануэль Баррозу согласовали дату проведения следующего саммита Украина - ЕС. Он пройдет 25 февраля 2013 года в Брюсселе", - сообщила пресс-служба главы государства, тут же уточнив, что "разговор состоялся по инициативе президента Еврокомиссии".
Надо заметить, что внесению определенности в затянувшуюся "саммитную" проблему предшествовало возвращение Европы к украинскому вопросу сразу на двух уровнях. В понедельник, 10 декабря, взаимодействие с Киевом подробно обсуждалось на заседании Совета ЕС по вопросам внешней политики. А в четверг, 13 декабря, очередную "украинскую" резолюцию принял Европарламент.
По большому счету, в обоих случаях речь шла об одном и том же – намерении Европы плотно взаимодействовать с Украиной, если руководство нашей страны сможет соответствовать привычным уже ожиданиям Брюсселя и Страсбурга. "Совет подтверждает свои обязательства подписать уже парафированное Соглашение об ассоциации, включая глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли, так скоро, как только украинская власть продемонстрирует решительные действия и ощутимый прогресс в трех упомянутых сферах, возможно, до саммита Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре 2013 года. Подписание может сопровождаться предварительным вступлением в силу отдельных частей соглашения", - решили министры иностранных дел стран Евросоюза. "Три упомянутые сферы" сюрпризов не обещают. Речь идет о вполне традиционном наборе: "соответствие парламентских выборов 2012 года международным стандартам и характер действий, следовавших за выборами; продвижение Украины в решении вопроса избирательного правосудия и избежание этих проблем в будущем; проведение реформ, определенных в совместно согласованной повестке дня ассоциации Украина-ЕС".
Общее и для Совета по внешней политике, и для ЕП беспокойство из-за итогов парламентских выборов не ушло в прошлое с окончанием кампании. Европейский парламент предсказуемо "выражает сожаление в связи с тем, что, в соответствии с мнением наблюдателей ОБСЕ, ПАСЕ, Парламентской ассамблеи НАТО и Европейского парламента, избирательная кампания не соответствовала основным международным стандартам и стала шагом назад по сравнению с национальными выборами 2010 года", - напомнили депутаты в четверг. Исправить впечатление, по всей видимости, могло бы образцовое проведение выборов в пяти округах, а также доработка избирательного законодательства в соответствии с европейскими образцами. Во всяком случае, именно этого сейчас от Украины и ждут.
Солидаризуясь в поствыборном вопросе, к проблеме избирательной юстиции два института отнеслись чуть по-разному. В основе обоих документов лежит все тот же принцип недопустимости "случаев политически мотивированных приговоров". "В этом контексте Совет подчеркивает важность данных украинской властью обязательств по быстрой имплементации решений Европейского суда по правам человека, равно как и рекомендаций Совета Европы, связанных с условиями содержания под стражей и оказанием медицинской помощи заключенным", - напомнил Совет. При этом министры иностранных дел, судя по всему, осознанно избегали прямого упоминания конкретных фамилий. "Мы также остаемся очень четкими с Украиной по вопросам, которые мы поднимали много раз и продолжаем это делать. Это - не о личностях, как бы ни важны были эти личности, это - о другом, и это - о судебной системе", - уточняла верховный представитель Европейского Союза по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон. А вот в резолюции ЕП, среди членов которой немало союзников украинских оппозиционеров, ограничивать себя в конкретности формулировок не стали. "(ЕП, - "Подробности") призывает власти освободить и реабилитировать политически преследуемых оппонентов, в том числе Юлию Тимошенко, Юрия Луценко и других", - говорится в документе, который снова напомнил: без Тимошенко и Луценко выборы идеальными быть и не могли.
При том, что свежие решения ЕС по Украине сохраняют общекритический настрой и напоминания о важности "решительных действий и ощутимого прогресса" (в документах упоминались многие аспекты значимых для Запада реформ: от расширения полномочий Счетной палаты до пожелания учесть замечания Венецианской комиссии к закону о референдуме), переходить к "кнуту" и поднимать тему санкций европейцы не спешили. Напротив, в середине декабря если не на первый, то на второй план вышли условные "пряники". И в ЕП, и на заседании Совета по вопросам внешней политики, к примеру, упоминали о перспективах "активизации взаимодействия с Украиной" в вопросах либерализации визового режима. Вспомнили в Брюсселе и о другом, потенциально привлекательном, для Киева пункте. "Совет подтверждает свою поддержку процесса модернизации Украины и продолжающейся работы ЕС с Украиной до момента достижения этой цели, включая двустороннюю финансовую помощь и потенциальную макрофинансовую помощь ЕС, а также упрощение поддержки со стороны международных финансовых институций для модернизации украинской ГТС в соответствии с существующими соглашениями, включая соглашение об Энергетическом сообществе", - гласило итоговое заявление. Но как к сочетанию волны знакомой критики и приятных, но не слишком конкретных, намеков готова отнестись украинская власть – уже другой вопрос.
Одна нога здесь, другая – там?
На местами обнадеживающую критику Европы в Украине отреагировали в лучших риторических традициях. "Это долгожданный шаг, которого мы ждали от Евросоюза, Еврокомиссии. Мы, безусловно, это приветствуем", - сообщил из Индии Виктор Янукович по одному из поводов. А в МИД привычно ответили на самые приятные части текстов. "Принятие резолюции Европейского парламента по ситуации в Украине показало консолидированное видение институтами ЕС готовности к дальнейшему углублению сотрудничества с Украиной, в частности подписанию Соглашения об ассоциации", - заявили во внешнеполитическом ведомстве уже по второму поводу.
В любом случае, назначение саммита Украина – ЕС все-таки на зиму – не худший сигнал для Киева. При этом нужно учитывать, что, судя по декабрьским заявлениям, в ближайшие месяцы само Соглашение об ассоциации едва ли будет подписано – не даром так часто всплывало упоминание о ноябре и саммите Восточного партнерства. С другой стороны, два с небольшим месяца все-таки дают правящему лагерю "фору" для выполнения хотя бы некоторых пожеланий ЕС. В частности, не исключено, что львиную долю внимания могла бы привлечь "повторная" парламентская кампания в пяти округах. Правда, выборы там все еще не назначены, а правила их проведения – не определены…
С учетом складывающихся обстоятельств немалая часть политологов склонна оценивать нынешнею ситуацию как своего рода переломный сезон. "Теперь есть два сценария. Оптимистичный - что соглашение в следующем году таки подпишут, с оговорками или без. И пессимистичный - опять отложат. Возможно, вплоть до 2015 года и президентских выборов. Такое тоже возможно", - отмечал 12 декабря ведущий эксперт по международным вопросам Центра Разумкова Валерий Чалый. Однако "оптимистичный сценарий" требует приложения заметных усилий со стороны украинских властей. А готовность идти на таковые в последние дни начала вызывать сомнения.
В роли тревожных сигналов в середине декабря выступило сразу несколько событий. Одно из них – отказ экс-первого вице-премьера Валерия Хорошковского войти в состав обновляемого правительства Николая Азарова. Как причина тому была названа неспособность премьер-министра "проводить экономические реформы и защищать стратегический курс Украины на евроинтеграцию". Одновременно нельзя было не заметить, что руководство страны все активнее уделяло внимание теме сотрудничества с Таможенным союзом – начиная с нашумевшего заявления Виктора Януковича в Ашхабаде.
Поборником углубления и расширения в декабре выступил и лидер еще не собранного Кабинета. "Мы ведем сейчас детальное изучение, на каких условиях мы можем присоединиться к определенным договорам Таможенного союза", - рассказывал Николай Янович еще 7 декабря. Тем временем сравнительную нежесткость европейцев в России склонны счесть реакцией именно на возродившиеся "таможенные" устремления Украины. "В том политическом тупике, в котором на сегодня находятся взаимоотношения ЕС и Украины, европейские политики решили свою позицию смягчить, тем самым обозначить готовность к поиску компромиссов", - пришел к выводу посол РФ в Киеве Михаил Зурабов. Схожего мнения придерживается и часть экспертов. "Сегодня между ЕС и ТС началась ожесточенная борьба за Украину. Россия и ЕС не хотят уступать, в частности, ЕС спешит подписать с Украиной любую форму договора, чтобы остановить движение Украины в ТС", - допускает директор социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко.
Сам же Киев тем временем демонстрирует готовность снять двух зайцев одним выстрелом. "Есть серьезные исследования, которые говорят о том, что нам необходимо взаимодействовать со странами Таможенного союза. И я хочу подчеркнуть, что в равной степени нам необходимо взаимодействовать и с другим таможенным образованием, которым является Европейский союз", - разъясняет Николай Азаров. "Это искусственное противопоставление, которое придумано и активно насаждается нашим людям. Некоторые политики или из-за недопонимания, или из-за специальной политической цели стараются провести этот водораздел. На самом деле водораздела нет", - настаивал он в другом интервью. В то же время, "водораздел" продолжает смущать многих. Так, Общественный совет при МИД Украины убежден, что совместить и европейскую, и таможенно-евразийскую перспективу невозможно.
Тем не менее, пока европейцы напоминают Киеву о том, каких реформ они ожидают, украинское руководство продолжает держаться курса на "дружить надо со всеми" в более приветливом, чем еще полгода назад, для восточного вектора ключе. Одновременно все громче становятся слухи о том, что сформулированное президентом "частичное присоединение" – дело не настолько далеких дней, как это случается с иными проявлениями многовекторности по-украински. Ближайший визит Виктора Януковича в Москву пока запланирован на вечер 18 декабря. В оппозиции заранее начали готовиться к худшему. "Если президент Янукович подпишет документ о вступлении Украины в Таможенный союз, реакция оппозиции будет самой жесткой", - обещает Арсений Яценюк. И, возможно, о том, что именно стоит за речами о "гармоничных отношениях" со странами ТС и как Киев станет выпутываться из "межсоюзья", станет известно уже в ближайшее время…