А можно послушать эту песню в исполнении Элвиса? [ Редагувати ]
Представьте себе, что всемирно известный певец будет в вашем распоряжении в любой день и в любой час. Он с готовностью исполнит все, что вы пожелаете и в минуты романтического свидания, и во время игры в гольф, и за приятным вечерним застольем.
Близкие друзья знаменитостей, возможно, уже давно получают подобное удовольствие. Но теперь, благодаря новому голосовому синтезатору Vocaloid, разработанному учеными испанского университета Помпеу Фавра совместно с японской корпорацией "Ямаха", такая возможность будет предоставлена каждому. Программное обеспечение, которым оснащен синтезатор Vocaloid, позволяет озвучить любую песню, в том числе и собственного сочинения, голосом любого известного исполнителя. При этом голос певца будет звучать как живой.
Подобно тому, как музыкальный синтезатор может воспроизвести звучание любого инструмента, от скрипки до тубы, Vocaloid способен "петь" голосом любого певца по желанию пользователя, независимо от мелодии и слов песни. Первая партия синтезаторов Vocaloid поступит в массовую продажу в январе по розничной цене 200 долларов.
Теперь каждый, у кого есть даже самый простой компьютер-ноутбук, сможет наслаждаться голосом своего любого певца и даже "вернуть к жизни" давно ушедших виртуозов. В наше время, когда образы популярных певцов тиражируются в виде кукол, компьютерной графики, изображений на футболках и этикетках продуктов косметики, голос певца может стать еще одним способом укрепления его популярности.
Человеческий голос является самым сложным из всех звуков для воспроизведения на синтезаторе. До сих пор цифровая технология позволяла моделировать лишь имитацию голоса, механическая монотонность которого характерна для робота, но не для живого человека. Подлинный голос, которым человек разговаривает или поет, со всем присущим ему комплексом - плавной артикуляцией, колебанием и вибрацией - оставался недосягаемым для синтезатора.
Еще трудно дать исчерпывающую оценку новому изобретению "Ямахи", но демонстрация первого образца голосового синтезатора свидетельствует о том, что корпорация сделала новый "квантовый прыжок".
Программа синтезатора позволяет создавать своего рода звуковой шрифт, посредством которого записанная мелодия и текст песни переводятся в выбранный голосовой диапазон и затем "переигрываются" в этом диапазоне - точно так, как текстовый процессор изменяет шрифт с Helvetica на Times New Roman и распечатывает его столько раз, сколько потребуется.
Звуковые "шрифты" составляются на базе данных фонем, или основных звуков, из комбинации которых состоит любой язык. Для создания такой базы данных производится запись голоса певца, который содержит артикуляционные сочетания (например, "эпп", "пеп", "лэп" и т.д.) в объеме около 60 печатных страниц. Голосовые модуляции, такие, как глиссандо и легато, тоже фиксируются и моделируются подобным же образом. Общее количество различных голосовых комбинаций, полученных в результате синтеза, по продолжительности равно неделе.
"Созданный таким образом голосовой "шрифт" является "воспоминанием" о голосе певца", - говорит Эд Страттон, директор лондонской компании Zero-G Limited, которая залицензировала технологию синтезатора Vocaloid.
Компания Zero-G использует синтезатор Vocaloid для создания голосовых "шрифтов". Первый "шрифт", моделирующий мужские голоса, получил название "Леон" и представлен как "Виртуальная душа вокалиста". Второй "шрифт", "Лола", является аналогом "Леона" для моделирования женских голосов. Переведенный в цифровую систему дуэт этих голосов будет дебютировать в январе на конференции Международной ассоциации производителей музыкальных инструментов и аппаратуры в Анахейме (штат Калифорния).
Впервые новая технология была открыто продемонстрирована в марте на конференции по проблемам развития музыкальных технологий Musikmesse, которая ежегодно проводится в Германии. Пол Уайт, редактор британского журнала Sound on Sound, пишет: "При помощи нескольких простых приспособлений была произведена коррекция высоты, тона и вибрации голоса. И через несколько минут компьютер уже пел как профессионал!"
Широкую известность Vocaloid приобрел уже после конференции, когда корпорация "Ямаха" разместила на своем сайте популярную песню "Amazing Grace", записанную при помощи этого синтезатора. Вскоре песня появилась на музыкальных сайтах Нидерландов, Германии, Франции, Японии, России и США и стала одной из главных тем оживленных электронных дискуссий и переписки.
Первым кандидатом на вокальное возвращение к жизни с помощью синтезатора Vocaloid стал Элвис Пресли. Недавно (и впервые) в Англии были записаны ремиксы нескольких его песен. Моделирование голоса Пресли при помощи Vocaloid'a сразу вызвало ряд вопросов, касающихся авторских прав.
"Если кто-то придет к нам и скажет, что хочет записать голосом Элвиса новую песню, мы будем обязаны все тщательно взвесить, прежде чем дать на это согласие, - говорит вице-президент компании Elvis Presley Enterprises Гари Ховэй. - Мы будем заботиться о том, чтобы оригинальные исполнения Пресли были четко отделены от ремиксов. И если речь идет о новой песне, которую он никогда не пел и не знал, то как мы сможем определить, захотел бы Пресли вообще ее петь? Кроме того, в этом случае все пути неизбежно приведут к дочери певца Лайзе Мэри Пресли, которой принадлежат все права на музыкальное наследие отца".
Однако Страттон смотрит на это оптимистически. "Никакой голосовой "шрифт" не сможет полностью идентифицировать манеру и стиль певца, - говорит он. - Синтезатор воспроизводит только тембр его голоса и произношение. Все, что создает цельный и подлинный образ исполнителя - и манера пения, и интонация голоса - должно быть создано пользователем, работающим с этим "шрифтом". Потребуются огромные усилия, чтобы синтезатор зазвучал так, как живой Элвис. Но технически можно добиться и этого".
Как только широкая палитра голосовых "шрифтов" будет доступна массовому пользователю (и как только "Ямаха" позволит пользователям создавать их собственные "шрифты"), возможности музыкальной индустрии станут ошеломляющими: на все лады зазвучат голоса хора Билли Холидея, Луи Армстронга, Фрэнка Синатры, Мэрилин Мэнсон и Барбары Стрейзанд. При этом привычный для нас образ певца, стоящего с микрофоном на сцене, будет постепенно растворяться и отходить на задний план.
Уже сейчас в мире произведенной компьютером музыки потребность в человеке-исполнителе фактически исчезла. И Vocaloid вполне может использоваться в качестве машины, производящей музыку по поточному принципу, когда несколько программ позволят создавать музыкальные произведения любого направления и жанра.
Программа Hit Song Science, проанализировав 3,5 млн песен, определила математические параметры в музыке хита. С помощью компьютерной программы, при помощи несложных команд, например, таких, как "медленнее темп", "больше мелодичности" и т.д., можно создать целую музыкальную композицию. Другая программа поможет написать к музыке слова, а Vocaloid даст песне голос. Новые возможности, несомненно, подарят вдохновение огромному количеству одиноких поэтов-песенников.
Не вызывает сомнения и то, что Vocaloid породит еще одну форму нарушения авторских прав, которую можно назвать "потеря голоса". Как мы сможем определить, в чьем исполнении зазвучит популярная песня завтра - в исполнении звезды эстрады или безличного компьютера? И как исполнитель сможет убедится в том, что он - это действительно он?