Янукович включился в "антитабачную" кампанию [ Редагувати ]

Отставками Ильи Емца и Виктора Тихонова президент открыл новый сезон кадровых перестановок в Кабмине. И скорое закрытие ему, похоже, не грозит. Долго медлить с оглашением списка потенциальных "смертников" Виктор Янукович не стал. В группу риска одним махом попал весь гуманитарный блок - включая и самого одиозного министра.
Сезон охоты на плохих реформаторов
Излишне плавный и, по многим оценкам, в целом малоудовлетворительный ход реформ вкупе с растущим недовольством народа, по мнению большинства экспертов, требовало от руководства страны решительных шагов. О том, что в реформенных промедлениях виноваты бюрократы, глава государства рассказал еще в апреле. А в ситуации, сложившейся под конец весны-2011, прогнозируемая специалистами чистка рядов, очевидно, и в самом деле позволяла пройти по пути наименьшего сопротивления.
Майская отставка министра здравоохранения с формулировкой "С реформами не справился" с самого начала выглядела симптоматично. Правящему лагерю этот аргумент, кажется, пришелся по вкусу. Первого июня когорту несправившихся профессионалов пополнили "старшие по тарифам". В этот день президент уволил профильного вице-премьера (после админреформы он совмещал свои обязанности с министерскими) Виктора Тихонова, его первого зама по Минрегионстроя и ЖКХ Юрия Хиврича, а за "компанию" – и севастопольского градоначальника Валерия Саратова. Громкие и несколько неожиданные отставки предваряли негодующая речь гаранта на всю ту же тему "Надо было работать!". "Мне надоело водить эти разговоры по кругу и ничего не делать… В конце концов, есть голова на плечах у исполнителей или нет?", - риторический вопрос президента быстро обрел не слишком риторические последствия.
Останавливаться на "достигнутом" Виктор Янукович, судя по всему, не собирается. Отправившись в Крым на заседание Совета регионов, глава государства в самом начале заседания пожурил нерадивых губернаторов. "Мы не видим большой активности, приходится, как говорится, толкать в одно место", - осудил двигатель реформ инвестиционную пассивность некоторых своих ставленников. Но сеанса под дамокловым мечом "реформации" в этот день не избежали и члены правительства. "Гуманитарный блок правительства сегодня заслуживает очень низкую оценку", - нашел новые объекты для критики президент. Сократившемуся в результате административных перестановок пресловутому гуманитарному блоку "досталось" в полном составе. К министру культуры Михаилу Кулиняку первое лицо государства обратилось с неслишком обнадеживающей ремаркой "Будете сидеть, как вы сейчас сидите, это закончится плохо". А вот адресованные коллегам главы Минкульта – ныне министру образования, науки, молодежи и спорта Дмитрию Табачнику и председателю Государственной службы молодежи и спорта Украины Равилю Сафиуллину – по несчастью претензии выглядели чуть более конкретно. "Хочу предупредить господина Табачника вместе с Сафиуллиным: если вы будете проводить такую политику, которая сегодня не объединяет молодежь, а заставляет выходить на улицы с различными лозунгами, вы закончите тем, чем закончили ваши предшественники на прошлом заседании правительства", - пообещал Виктор Федорович.
Гнев президента, направленный против высших "гуманитарных" чиновников, назвать большой неожиданностью, пожалуй, нельзя – все эти отрасли за последний год не продемонстрировали каких-либо серьезных изменений к лучшему. И все же, когда эксперты оценивали степень неустойчивости топ-чиновников, фамилии Кулиняка и Сафиуллина давно не фигурировлаи в списке первоочередных кандидатов на вылет. Возможно, по причине малого внимания к курируемым ими отраслям вообще – пожалуй, самые громкие политические претензии в адрес того же Михаила Кулиняка были связаны с тем, что руководитель Минкульта не смог обеспечить русскоязычному дубляжу в Украине то положение, на которое рассчитывали некоторые гуманитарные реваншисты из числа видных "регионалов". А вот глава МОН – случай действительно особый.
(Не) Ценная потеря?
В список министров, под которыми качается кресло, Дмитрий Табачник был отнесен еще весной 2010 года. Одна из главных причин тому – категорическое неприятие и его личности, и ряда поступков заметной частью населения Украины. С самого начала политологи склонны были объяснять успех кандидатуры Табачника либо лобби со стороны соседнего государства, либо желанием новой власти всегда держать под рукой потенциального "козла отпущения" избавление от которого в нужный момент может экстренно поднять рейтинг.
Несмотря на многочисленные прогнозы, позиции Дмитрия Владимировича оказались на удивление устойчивы. За время руководства министерством ему удалось пережить большое число скандалов, к которым приводили его действия; многочисленные и массовые акции протеста – как студентов, так и учителей; неоднократные попытки оппозиции инициировать его отставку через парламент; даже практически открытое противостояние с тогда еще заместителем главы АП Анной Герман. И все это оказывалось самому одиозному министру Кабмина Азарова нипочем.
Тем не менее, спустя более года работы в правительстве Дмитрий Табачник попал-таки в группу риска. Трудно наверняка предположить, какие именно его действия послужили тому причиной. Всеобщей революции в сфере образования за этот срок и в самом деле не случилось. Самым весомым решением министра можно считать, пожалуй, только экстренное возвращение к одиннадцатилетнему стандарту среднего образования, которое выбило систему из колеи и долгое время заставляло школьников учиться "по интернету" – без напечатанных учебников. Зато министр прославился защитой прав русского языка, указанием подготовить "объективные" учебники по истории, стремлением утвердить обязательное дошкольное образование, желанием сотрудничать с православной церковью и некоторыми другими, неблизкими немалому числу украинских граждан решениями.
Если же действительно мерить эффективность министров реформами, как это теперь, наверное, принято на Банковой, то, следует отметить, что давно обещанный МОН новый проект закона о высшем образовании так и не готов. Предыдущие вариации на тему вызвали замечания руководства ряда вузов и серьезное сопротивление студенческого актива. Нынешняя редакция, по слухам, соратников главы государства тоже не слишком устраивает… Впрочем, буквальным прочтением президентской программы Минобразования вряд ли отличается. Стоит только вспомнить о том, что в число предвыборных обещаний Виктора Януковича входила отмена внешнего независимого оценивания (система сохранилась, но, правда, с заметными "поправками") или, например, "увеличение числа бюджетных мест в государственных высших учебных заведения до 75%" (тогда как весной министр предупреждал, что госзаказ-2011 будет составлять порядка 40%).
"Рассинхронизация" намерений министерства и высшего руководства государства в перспективе и в самом деле чревато конфликтами. И все-таки часть экспертов вероятность отставки Дмитрия Табачника оценивает довольно сдержанно. "С Табачником ситуация еще сложнее. Его увольнение многими будет воспринято как уступка оппозиции, а идти на уступки политическим оппонентам – совершенно не в стиле Януковича", - уточняет в интервью "Главкому" руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Кроме того, увольнение именно этого министра, уточняют многие специалисты, может быть критично воспринято Москвой. Впрочем, с ней отношения у Киева в последнее время и так поостыли…
Определиться с наиболее вероятной причиной (или, вернее, поводом) для отставки Дмитрия Табачника помогает президентская ремарка. Стоит предположить, что о "молодежи с лозунгами" Виктор Янукович заговорил неспроста. "Если будут проблемы с недовольством учителей и преподавателей вузов от реформы Табачника, возможно, дойдет очередь и до Табачника. Месидж Президента Януковича такой: каждый чиновник, каждый министр должен бояться, что в любой момент он может быть уволен", - полагает политолог Вадим Карасев. В случае с Дмитрием Табачником долго искать поводы обычно не приходится. Очередная волна студенческих протестов прокатилась сравнительно недавно. В духе знаменитого заявления Александра Ефремова, министр заподозрил, что активистов спонсируют "иностранные фонды"… Но, если ситуация "терпит", то вскоре могут открыться и новые возможности. Зонами риска для главы МОН остаются приближающаяся вступительная кампания (особенно, если она пройдет на том же организационном уровне, что и в прошлом году) и презентация все того же проекта закона о "вышке". Такие обстоятельства, скорее всего, предоставят желающим найти пояснения потенциальной отставке довольно широкое поле деятельности. Если, конечно, "бог нереализованных реформ" не потребует новые "жертвы" раньше.