Литвин сработал языком [ Редагувати ]
Парламентский этап "языковой" интриги завершился. 31 июля сохранивший за собой должность спикер посетовал, что вынужден подписать спорный закон. И завизировал его в тот же день, предложив, правда, альтернативу и внося таким образом определенное разнообразие в "послевкусие" от предвыборного съезда Народной партии.
После почти месячного законодательного "затора", который последовал после скандального голосования за закон об основах языковой политики, шансы как-либо разрешить ситуацию, не дожидаясь осени, могла дать внеочередная сессия. Встреча депутатов вне графика до поры до времени оставляла некоторый простор воображению. Теоретически, положение дел могло развиваться по-разному: от компромиссного переписывания проблемного акта до торжественного снятия председателя Верховной рады с должности с тем, чтобы путевку на президентский стол инициативе Кивалова-Колесниченко дал какой-либо более покладистый преемник Владимира Литвина. При этом в парламентском большинстве предполагали, что ситуация разрешится максимально просто. "Принятый закон не будет пересматриваться. Я думаю, он будет подписан Владимиром Михайловичем, возможно, с какими-то замечаниями, и потом президентом", - допускал 27 июля "регионал" Владимир Рыбак. Приблизительно так в итоге и получилось.
Вопреки ожиданиям, внеочередная сессия так и не увенчалась сенсационными результатами. 30 июля собравшиеся депутаты решили некоторые околофинансовые вопросы, отказались отменять решение об установке веб-камер на избирательных участках, наконец ратифицировали соглашение о создании Зоны свободной торговли в границах СНГ и сохранили языковой статус-кво в полной неприкосновенности. "Большевики" сравнительно быстро и непринужденно отклонили как четыре постановления об отмене результатов голосования 3 июля, так и предложение спикера внести коррективы в принятый законопроект. В результате этого оппозиционеры, чьи сторонники митинговали у стен парламента в поддержку украинского, покинули сессионный зал, не желая принимать участие в происходящем. Впрочем, к тому моменту, о том, что спикер сохранит за собой должность, было известно и ранее.
Несмотря на то, что за несколько дней до внеплановой встречи нардепов Владимир Литвин заверял в неизменности своего "отставочного" решения, парламентарии из большинства пойти ему навстречу так и не захотели. 30 июля депутаты первым делом проголосовали за постановление авторства "регионала" Александра Ефремова, "литвиновца" Игоря Шарова, коммуниста Петра Симоненко и "реформатора" Игоря Рыбакова. Предложение глав трех фракций и одной депутатской группы было лаконичным: отказать Литвину в его прошении об отставке и выразить спикеру вотум доверия (вице-спикеру Николаю Томенко повезло меньше — его возможное увольнение осталось отложенным до осени). С такой постановкой кадрового вопроса согласились 266 депутатов. А перед Владимиром Литвином снова встала непростая "языковая" задача.
И уже на следующий день глава ВР был готов разрешить ее максимально простым путем. "Если исходить из логики закона (о регламенте ВРУ, - "Подробности"), то я должен был бы сделать это еще вчера", - 31 июля вспомнил спикер о правилах парламентской игры. "Очевидно, это ближайшие дни", - анонсировал сроки утверждения "регионального" детища спикер. Однако быстро выяснилось, что тех самых "нескольких дней" нехитрое дело не требует.
Тогда же, 31 июля, согласно данным сайта Верховной рады, подтвержденными пресс-службой Литвина, проблемный закон ушел на подпись президенту. "Меньшевики" на это среагировали мгновенно. "Этот шаг стал позорной точкой в карьере беспринципного политикана, который готов ради собственного спасения нарушить как законы, так и нормы морали", - говорилось в заявлении объединенной оппозиции, которая ранее сдержанно одобряла стойкость спикера. Но теперь лидеру Народной партии, который 31 июля как раз проводил предвыборный съезд своей политсилы, предстоит донести свое видение происходящего до избирателя.
Из последних событий можно сделать вывод, что чрезмерно осложнять обоснование собственной позиции Владимир Михайлович не будет. С одной стороны, в бой вступил аргумент "Раз решение об отмене не принято — значит, нужно подписывать". С другой — всепарламентский руководитель снова-таки переложил ответственность на плечи главы государства, направив Виктору Януковичу письмо, в котором поделился "своим беспокойством, своей позицией по этому вопросу, в том числе - касательно очевидных правовых недостатков закона и возможных последствий с учетом политической кампании". Наконец, с третьей — поучаствовав в защите региональных языков, спикер обещает стать на страже государственного. По мнению Литвина, разговоры о том, что этот статус может достаться иному языку, кроме украинского, - "ерунда". А сам он подготовил "целостный законопроект о развитии и порядке применения языков в Украине".
Переходные положения спикерского проекта закона предполагают, что он может прийти на смену подписанному 31 июля предложению "регионалов". И надо заметить, что инициатива Владимира Литвина, сохраняя общий дух преданности идеалам региональных языков, готова существенно перетряхнуть суть акта, подготовленного Сергеем Киваловым и Вадимом Колесниченко. Первое и, наверное, главное отличие двух законопроектов — механизм внедрения региональных языков. Во-первых, идея главы парламента предполагает, что утверждение "миноритарных" языков возможно на уровне АРК, областей, Киева и Севастополя — причем только в тех случаях, когда по данным переписи там проживают не менее 15 процентов носителей (проголосованный 3 июля закон довольствуется 10 процентами жителей, считающих некий негосударственный язык родным). Во-вторых, желающие официально пользоваться потенциальным региональным должны позаботиться о себе сами (чего проект Колесниченко-Кивалова не подразумевал): организовать инициативную группу, собрать подписи в требуемом количестве (соответствующая статья апеллируют ко всем тому же "не менее 15 процентов") и проследить, чтобы органы местной власти в течение месяца воплотили в жизнь народное пожелание. Но и в таком случае языком "официально-властных" документов остается украинским с правом на перевод (и перевод — за счет местных бюджетов), административные услуги должны оказываться на украинском, чиновники — обязательно владеть им и отвечать, если к ним не обратятся на региональном, судопроизводство по умолчанию — также должно быть украиноязычным, если участники процесса не пожелают иного. Образование, считает Владимир Литвин, может быть получено как на государственном, так и на региональном — в зависимости от пожеланий учеников/студентов. Но внешнее независимое оценивание — все равно должно происходить на украинском. Также некоторая свобода самоопределения, по спикеру, может быть предоставлена рекламе и СМИ. Но только в том случае, если речь не идет о телерадиокомпаниях, вещающих на всю страну: их удел — 75% квоты украинского...
Предложение Владимира Литвина действительно могло бы заметно откорректировать языковую политику в сравнении с "региональным" представлением о ней. Оставляя пространство для маневра языкам местного значения, оно все-таки перекрывает кислород ряду протекционистских (за счет государственного) мер в поддержку региональных. И хотя вероятность того, что большинство поддержит идеи спикера, не очень высока (если только ей не удастся сыграть роль обсуждаемого уже долгое время "компромисса"), с таким предложением в запасе позиция потенциального кандидата в депутаты следующего созыва будет выглядеть уже чуть менее шаткой в "национально-интересном" вопросе.
А от непосредственного мнения избирателей Владимир Литвин и большинство его соратников зависят напрямую. 31 июля глава парламента объявил, что его политсила пойдет на выборы исключительно "половинчатым" путем. На съезде лидер признал, что для работы на партийном фронте "момент упущен", денег на масштабную кампанию у "народников" нет, да и с барьером не повезло. "Что касается нашего участия в выборах, уважаемые коллеги, после продолжительных дискуссий, раздумий, мы пришли к выводу, что нам нужно выдвигать своих кандидатов по мажоритарным округам. Понимаю, и нужно сказать откровенно, что 5% - это сложный барьер, я вообще не воспринимаю любой барьер", - рассказывал Владимир Михайлович, предлагая вниманию делегатов список из 69 претендентов на лояльность одномандатных округов.
Как и можно было ожидать, работы с "мажоритаркой" не избежит и сам председатель ВРУ, готовый баллотироваться по родной Житомирской области и победить "чисто". С учетом невеликих шансов Народной партии на взятие проходного барьера такое решение кажется вполне оправданным. Тем более стоит учитывать, что некоторые нынешние "литвиновцы" все-таки попали в списки. Но совсем другой политсилы. Парламентариям Олегу Зарубинскому, Екатерине Ващук и Игорю Шарову нашлись приятные места (38-е, 45-е и 16-е соответственно) в списке ПР, после чего они приостановили членство в "родной" партии (но из фракции, надо заметить, не вышли). Оппозиционеры предполагают, что обеспечение будущего ряда однопартийцев спикера и сохранение за ним должности и были ценой подписи под законом об основах языковой политики. Сами же "делегаты" уверяют, что о намерении "регионалов" не знали, а партийный глава отнесся к примечательному событию "спокойно и сдержанно". Как бы то ни было, за нескольких своих соратников Владимир Литвин, чьи шансы на победу в личном первенстве достаточно крепки, может уже почти не переживать. Больший интерес в сложившейся ситуации, пожалуй, вызывает судьба и без выборов такого непростого языкового вопроса. Впрочем, кто-кто, а спикер руки уже умыл. Теперь ход за президентом, чьи соратники обещают "справедливое" решение.