Форс-мажор для оппозиции [ Редагувати ]
Выездное заседание части парламентариев показало, как именно в большинстве могут бороться с блокадами. После чего оппозиционное существование осложнилось. "Меньшевики" лишаются и привычного "оружия", и нескольких голосов. А ведь, выбираясь из внутреннего кризиса, еще нужно решить, как жить дальше всем парламентом.
Фракционный вопрос
Апрельский демарш парламентского большинства убедительно продемонстрировал, что в критической ситуации "регионалы" и сочувствующие способны удивить противников. В ПР легитимность то ли облегченного пленарного заседания, то ли широко истрактованного "собрания народных депутатов" ставить под сомнение не собираются. В оппозиции с этим, как и стоило ожидать, не согласны. Впрочем, произошедшее 4 апреля поставило перед "меньшевиками" и другие вопросы, отвечать на которые легко и быстро совсем непросто.
В силу обстоятельств, едва ли не главнейшей проблемой, требующей скорейшего разрешения, стал болезненный фракционный вопрос. Одним из самых острых моментов 4 апреля стало неприятное для оппозиции объявление спикера. "В соответствии со статьей 60 Регламента Верховной рады Украины, согласно личным заявлениям сообщили о выходе Канивца, Немилостивого, Стаднийчука, Скосара из (фракции, - "Подробности") ВО "Батьківщина" Верховной рады 7-го созыва", - сообщил тогда Владимир Рыбак. После выяснения того, кто и как не отозвал заявления о выходе из фракции, руководство "Батьківщини" оказалось лицом к лицу с неприятным фактом: парламент может готовиться к появлению четырех новых "тушек".
Обсуждение правых и виноватых обернулось захватывающим зрелищем. Сами потенциальные беженцы из крупнейшей фракции оппозиции объясняют свой порыв традиционно: желанием послужить на благо отечества и нежеланием мириться с политикой фракционного руководства. "Мы стали заложниками маниакального стремления лидера фракции "Батьківщина" стать единым кандидатом от оппозиции на президентских выборах в 2015 году. Яценюк сегодня пытается руководить партией, не учитывая мнения соратников и реализуя только собственные амбиции", - гласит заявление, которое подписали Олег Канивец и Игорь Скосар. В свою очередь, сам глава фракции говорит о давлении на нардепов и не прочь взять ответственность за кадровые решения на себя.
Пресловутую ответственность отягощают многие обстоятельства. На первый план ожидаемо вышел вопрос формирования избирательных списков. Трое из четверых намечающихся "потерь" зашли в Верховную раду через пропорциональный "вход", а, значит, вина за их вероятный побег действительно лежит на межпартийном руководстве. А вот с "мажоритарщиком" Олегом Канивцом ситуация обстоит еще интереснее, поскольку он – один из немногочисленных ставленников сравнительно независимого Анатолия Гриценко и его "Гражданской позиции". Сам экс-министр обороны в конфликте занял сложную позицию. С одной стороны, он убежден, что Арсений Яценюк должен сдать мандат. С другой – публично надеется на то, что его протеже к большинству точно не присоединится. "Я остаюсь оппозиционным политиком - в оппозиции к Януковичу и к его команде. В отличие от сына и отца Табаловых, я тушкой не стану, я буду голосовать за все законодательные инициативы оппозиционных политических сил", - обещает Канивец, чья возможная несознательность грозит тем, что Гриценко может "положить на стол свой депутатский мандат".
Проверка того, чем одни выходцы из фракции отличаются от других, - задача несложная. Достаточно будет просто проследить за рядом голосований ВРУ. Примечательно, но 4 апреля, похоже, шанса для этого не дало. Во всяком случае, в распространенных пресс-службой Верховной рады списках зарегистрировавшихся для участия в выездном заседании, фамилий "беженцев" нет. Но, судя по всему, фракция эти четыре "штыка" все-таки потеряет, а "регионалы" прикидывают, что "тушек" будет намного больше…
Крайне неуютная для парламентской "Батьківщини" ситуация предсказуемо породила разговоры о грядущем ее распаде. "Люди уходят из фракции в знак протеста против бездарной политики ее руководства. Они понимают, что деструктивный сценарий, который навязывают рулевые "Батьківщини", не принесет ничего хорошего их избирателям. Выход из фракции – это не желание кому-то продаться, это поиск реальных возможностей решать проблемы своих избирателей", - считает народный избранник Игорь Рыбаков, прославившийся своим фракционным исходом еще в предыдущем созыве. Политологи же допускают, что по итогам апрельских событий в Верховной раде действительно может появиться новая если не фракция (для этого нужно не менее 32 человек – по числу избранных в парламент коммунистов, которых меньше всего), то депутатская группа – не провластная, но уже и не "единооппозиционная". На главенство в подобном образовании вполне мог бы претендовать Анатолий Гриценко, который не отрицает возможность своего ухода из "Батьківщини". "Теоретически это возможно, но я не уверен, что Гриценко именно сейчас, в условиях противостояния оппозиции с большинством, готов пойти на такой шаг. Кроме того, в новую группу войдут разные депутаты, с разными взглядами, и им будет трудно выбрать лидера. Нужно будет искать нейтральную фигуру, то есть координатора. Кроме того, на этого человека наложено клеймо "раскольника", и я не знаю, готов ли Гриценко к этому сейчас", - строит предположения глава правления Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Положение дел обостряет и то, что "незапятнанные" оппозиционеры спешат нелестно охарактеризовать сомневающихся коллег. Но пока "Батьківщина" устояла: на заседании фракции подавляющее большинство голосов было отдано за сохранение вотума доверия Арсению Яценюку. Теперь перед главой фракции стоит непростая задача укрепить не только свои позиции, но и рубежи парламентской силы. Взывание к совести "беглецов" на основании того, что кандидаты-"единщики" подписывали присягу ответственного оппозиционера, скорее, подействует на впечатлительных избирателей, чем на самих "виновников торжества" – случай нардепов Табаловых тому подтверждение. Против оппозиционеров здесь сыграли не только огрехи кадровой политики, но и отмена вместе с политреформой-2004 императивного мандата. Закона же об отзыве народных избранников по-прежнему нет. "Партия регионов блокирует принятие этого закона, который бы дал возможность лишать мандатов тех депутатов, которые предают своих избирателей, которые не просто изменяют, которые продаются, как политические проститутки", - негодует Арсений Яценюк.
Куда пойти, куда податься?
Закрепление той или иной формы "приказного" мандата – вряд ли сможет стать задачей ближайших дней. На сегодня оппозиции предстоит в первую очередь определиться со стратегией сосуществования со склонным к самостоятельности большинством. Но что можно сделать в ситуации, когда одни парламентарии убеждены в полной нормальности произошедшего 4 апреля, а другие категорически отвергают такую идею?
Как показали события пятницы, 5 апреля, оппозиционеры не планируют в срочном порядке отказываться от старых привычек. Выездное заседание на деле оказалось вполне эффективным средством борьбы с блокированием парламентской трибуны. И все же на следующий день "меньшевики" не только повторили старый сценарий, но и дополнили ранний ультиматум пунктом об обязательном переголосовании принятых накануне решений.
В свою очередь, Партия регионов, очевидно, идти навстречу оппонентам не собирается. 5 апреля глава фракции Александр Ефремов подтвердил, что на переголосование ПР не пойдет, а в случае необходимости – готова повторить эксперимент. "Мы предлагаем без ультиматумов зайти в сессионный зал и начать работать. Если же нам не удастся убедить наших коллег, то мы найдем другие способы", - рассказал он. Что помогло сложиться впечатлению о том, что даже видимость рабочего согласия в стенах ВРУ пока, похоже, недостижима.
В сложившихся обстоятельствах эффективность длительной блокады остается под вопросом. Впрочем, как и большинство других инструментов, доступных оппозиции. Так, "меньшинство", как и обещало, опротестовывает принятие выездных решений в суде. Но действенность обращения в ВАСУ тоже может быть спорной. Как и, например, надежда на то, что спорщиков может рассудить тот же Конституционный суд – фемида в последние годы не слишком благосклонна к оппозиционной точке зрения.
Другим путем может оказаться не юридическая, а "общественная" делегитимизация недавних законодательных порывов большинства. Оппозиция уже начала работать как на внутреннем (объявляя акцию протеста в столице), так и внешнем фронтах. "В 15.00 у нас встреча с послами стран-членов ЕС. Мы подготовили не просто политическое, а юридическое обоснование незаконности и неконституционности действий (большинства, - "Подробности")", - делился 5 апреля планами Арсений Яценюк.
Уже неофициальная реакция Запада показала, что новый парламентский кризис вряд ли будет оценен со снисхождением. "То, что Рада не функционирует, подрывает к ней доверие. К сожалению, имидж Верховной рады в Европе и США и так не очень: это драки, депутаты, которые голосуют за нескольких, а теперь еще и раскол. Рада не создает впечатление госоргана, который пытается решить серьезные проблемы в стране", - подчеркнул бывший посол США в Киеве Стивен Пайфер. Но в своей правоте представителей стран ЕС пытаются убедить и сторонники выездного принципа. "По моему мнению, вчера парламент принял решение не только по ряду важных внутренних вопросов, но и сделал реальный шаг, направленный на ускорение европейской интеграции украинского общества", - выступил 5 апреля перед послами Владимир Рыбак.
Решать, соответствуют ли западным демократическим "нормативам" новые принципы украинского парламентаризма, предстоит руководству других стран. И все же, проведение скандального заседания в "отчетный" для подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС период – шаг, который в том же Брюсселе могут оценить не слишком высоко. С другой стороны, Верховная рада партнеров по интеграции не радует уже давно – в том числе и блокадами. Однако другого пока не предвидится. Пока?
Радикальным решением парламентского вопроса мог бы стать бурно обсуждаемый роспуск ВРУ. При этом и оппозиционеры, и большинство крайне настороженно воспринимают тему самороспуска Рады. "Что касается каких-то дискуссий о роспуске парламента, надо читать законы и Конституцию. Ни в одном законе не написано о том, что парламент может принять решение о самороспуске", - уверен Арсений Яценюк. В то же время, протест против действий "большевиков" оппозиционеры могли бы проявить через сдачу собственных мандатов. Если бы не многочисленные сомнения в целесообразности подобного шага: он едва ли восхитит абсолютно всех оппозиционеров (включая и представителей еще не пострадавших в численном отношении фракции), да и не гарантирует результата. Во-первых, часть потенциальных "сдающихся" была выбрана на мажоритарных округах, а, значит, отказ от мандата приведет к перевыборам с непрогнозируемыми итогами. Во-вторых, обнуление списка до тех пор, пока он не закончится – тоже чревато сюрпризами. Ведь один из антигероев 4 апреля – Роман Стаднийчук – это свежайшее приобретение фракции взамен лишенного полномочий Сергея Власенко. Таким образом, достижение нелегитимности парламента через выбывание более трети его состава – вероятно, достаточно нетривиальная задача для того, чтобы оппозиционерам было бы трудно решиться на ее выполнение…
Проблемы с "самороспуском" парламента не исключают вероятности и его прямого роспуска президентом. Правда, тут на первый план выходит новая проблема – отсутствие основания для этого. При затягивании блокады невозможность проводить пленарные заседания на протяжении месяца послужили бы хорошим поводом для перевыборов. Но большинство уже опробовало радикальные методы борьбы с беспорядком в сессионном зале. "Скажите - кто будет переманивать тушек, какой смысл, если парламент собираются распускать? Ответ четкий - никто не собирается распускать этот парламент, потому что сегодня появились новые перебежчики. Более того, организация этих событий на Банковой может рассматриваться через призму того, что таким образом люди дают понять, в том числе главе государства, что парламент дееспособен. Он работает, и никакая конституционная реформа не нужна", - допускает политтехнолог, директор компании "Berta Communications" Тарас Березовец.
Затяжные проблемы в парламенте, возможно, могли бы послужить дополнительным "моральным" обоснованием для срочной перезагрузки властной системы через реформу Основного закона и посвященный этому референдум. О такой возможности в политикуме упоминают все чаще, разве что расходясь в сроках. В большинстве существование схожего сценария не отрицают. Но пока Верховная рада VII созыва полномочна и действует – ее членам предстоит решать свои проблемы доступными путями. В оппозиции говорят о радикализации действий. "Я скажу вам, что если Янукович идет по радикальному сценарию, а он пошел, это сценарий исключительно по его редакции – раскалывать страну, раскалывать парламент, раскалывать оппозицию, то мы точно так же пойдем по радикальному сценарию. Мы сегодня об этом четко предупреждаем", - заявил 5 апреля Арсений Яценюк. Но что именно предполагает этот "сценарий"?