Дело в Раде [ Редагувати ]
Просьба Пэта Кокса и Александра Квасьневского "частично помиловать" взбудоражила украинский политикум. Президент подтвердил, что он не против отправки экс-премьера на лечение. Только первый шаг для этого должен сделать парламент. И теперь в ВРУ большинство и оппозиция азартно выясняют, кто же должен заняться законотворчеством.
После презентации последнего на сегодня отчета наблюдательной миссии Кокса-Квасьневского европейская сторона не устает напоминать Киеву: освобождение Юлии Тимошенко вряд ли окажется тем условием евроинтеграции, которым будет легко пренебречь. Но по-прежнему неясно, как именно может воплощаться в жизнь "гуманитарное пожелание". Свою расшифровку "частичного помилования" в Европе дают не слишком охотно, и прозвучавшая было версия о том, что речь непременно зайдет о солидном штрафе и временном ущемлении в гражданских правах, пока не подтверждается. "Это не было предложение Кокса-Квасьневского. Это было обсуждение возможных вариантов, такая мозговая атака. Поиск решения еще продолжается", - цитирует пресса слова анонимного участника презентационного заседания. Судя по всему, Брюссель рассматривает два варианта решения проблемы: какой-либо из форматов помилования или все-таки законодательные изменения со схожим эффектом. А украинское руководство, похоже, со своими "освободительными" предпочтениями уже готово определиться.
После того, как делегаты Европарламента озвучили свое прошение помиловать бывшую главу правительства, в правящем лагере упорно объясняют, почему именно Юлия Тимошенко президентской милости не заслуживает. Помимо парламентариев в этом духе регулярно высказывается министр юстиции. "Ни болезнь позвоночника, ни сильное чье-то желание, ни международное давление не является основанием для помилования", - уже предельно конкретизирует Елена Лукаш. В Партии регионов постоянно повторяют: особого отношения оппозиционерка не заслуживает. "Соратники Юлии Тимошенко, которые требуют ее освобождения под предлогом лечения за рубежом, при этом отказываются принимать закон, который открывает такую возможность для всех украинских заключенных. Они требуют для своего лидера уникального правового акта. Но ни в одной цивилизованной стране мира не принимаются законы под одного человека", - обвинил оппонентов в приверженности к "избирательности правосудия" Михаил Чечетов. И тем временем пресловутое принятие закона превратилось в предмет нешуточного торга.
Подозрения по поводу того, что решение "проблемы Тимошенко" снова попытаются возложить на парламент, появлялись уже давно. Наконец, президент практически прямо подтвердил, что курс взят именно на этот вариант. "Сейчас политическими силами, которые представлены в парламенте, подготовлен законопроект, который позволит решить эту задачу. Сегодня в Украине нет закона, который бы позволил бы Тимошенко выехать за рубеж. Как только этот вопрос в парламенте будет решен, и у меня на стол ляжет этот закон, тогда будет вопрос к президенту. Естественно, если парламент примет этот закон, я его подпишу", - пояснял Виктор Янукович 17 октября. Но кто именно займется обещанным законом все еще неясно, ведь стороны конфликта увлеченно перекладывают ответственность за происходящее друг на друга.
Играть решающую роль в освобождении экс-премьера парламентское большинство пока не торопится. Владимир Рыбак говорит о том, что "какой-то вариант" Рада может рассмотреть уже на следующей неделе. Но появившиеся было слухи о том, что "регионалы" уже готовы подать тематический законопроект, позже были опровергнуты. "Когда мы утверждаем, что Юлия Тимошенко осуждена справедливо, абсурдно разрабатывать подобный законопроект. Я лишь сказал, что на сегодняшний день существует подобный проект закона авторства депутата Мищенко и о том, что он может быть базовым для дальнейшей работы. Я говорил о том, что инициатива по разработке соответствующего законопроекта должна поступать от оппозиции, а Партия регионов будет поддерживать его в том случае, если у самой оппозиции не будет достаточно голосов для его принятия", - объяснял нардеп Владимир Олийнык, где конкретно его неправильно поняли. Законопроект авторства Сергея Мищенко в парламенте действительно зарегистрирован. Он предполагает, что украинские заключенные могут получить медпомощь за границей, если такое решение примет специальная Комиссия по вопросам направления на лечение за границу, которую еще только предстоит создать. С другой стороны, среди предложений того же парламентария, есть и проект о частичной декриминализации "властно-проблемных" статей Уголовного кодекса. В силу чего не совсем ясно, почему большинству так интересна именно тема заграничного лечения.
Объяснением этому может служить желание властей не реабилитировать Юлию Тимошенко, к чему приведет давно обсуждаемая декриминализация, а в порядке особой милости отпустить на свободу, причем – на коротком правовом "поводке". И, по всей видимости, работа над такой концепцией в правящем лагере все-таки ведется. "Там возможные варианты, что если она проходит лечение и возвращается, то можно рассмотреть вопрос об условно-досрочном освобождении при условии, если все в порядке, если погасила ущерб, осознала вину, нет правовых нарушений за границей", - уточнила "регионалка" Инна Богословская. Но пока одни члены ПР отрицают ведение законодательных работ, а другие – их подтверждают, ситуация начинает выглядеть все интереснее. 18 октября стало известно, что еще один проект о лечении заключенных за рубежом все же был зарегистрирован (ключевую роль в нем играет суд). И автором его оказался Николай Рудьковский – член фракции ПР, который на днях упоминал о готовности покинуть "региональные" ряды…
Решение "вопроса Тимошенко" в парламентских стенах осложняется, еще даже толком не начавшись. С одной стороны, для представителей большинства он, похоже, может стать элементом политических многоходовок, каждый этап которых будет призван демонстрировать то представление того или иного фланга о справедливости, то – искренность "европорывов" или, возможно, готовность к самостоятельным действиям. Параллельно "регионалы" не упускают возможность обвинить оппозиционеров в пренебрежении интересами и евроинтеграции, и своего лидера. "Ситуацию вокруг решения "вопроса Тимошенко" запутывают не представители власти, а соратники Тимошенко. И это запутывание все больше и больше приобретает сознательный и системный характер", - убежден "регионал"-"литвиновец" Олег Зарубинский.
"Меньшевики", судя по их заявлениям, уверены, что всю ответственность за происходящее (как, впрочем, и за возможный срыв подписания соглашения) должен нести правящий лагерь. "У оппозиции такое отношение к этому вопросу потому, что для Януковича это скорее игра, если судить по его действиям. Подготовка законопроекта – обязанность президента, так как он пообещал выполнить это условие для ассоциации с ЕС. Как гарант Конституции именно Янукович несет ответственность за решение этого вопроса, зачем переваливать его на других", - объясняет парламентарий от "Батьківщини" Александр Бригинец. Затяжное обсуждение: кто, кому и какой именно должен закон – оппозиционеры считают маскировкой "жульничества". "Попытка Януковича вновь, далеко не в первый раз за последние два года кивать на парламент и не решать вопрос по существу – очередной жульнический маневр из серии "Как надуть доверчивых европейцев". Попытка не делать, а имитировать. Действовать по принципу "пролезет – не пролезет", - считает Арсен Аваков. Но откорректировать позицию им советуют не только "регионалы".
О том, что освобождение Юлии Тимошенко на Западе видят как результат компромисса, европейцы уже упоминали. Сейчас же некоторые представители ЕП высказываются четче. "У нас есть прекрасный посол Ян Томбинский, который теперь должен в первую очередь убедить представителей оппозиции, что нет смысла обижаться на то, что было, и если есть возможность, то подготовить такой проект", - выступил вице-президент Европейского парламента Яцек Протасевич. В то же время другие европарламентарии согласны с тем, что одного только оппозиционного согласия на сотрудничество для решения задачи недостаточно. "Признаемся себе искренне, если не будет политической воли со стороны президента, то ни один парламент в Украине ничего не проголосует", - допускает депутат ЕП Марек Сивец.
О том, что в переносе "вопроса Тимошенко" в парламентские стены проявляется стремление разделить ответственность, говорят и специалисты. "Очевидно, что в Европе сейчас понимают несколько простых вещей. Первое, что президент Украины не готов брать на себя самостоятельную ответственность за то, чтобы делать какой-то шаг. То есть он хочет разделить эту ответственность. В принципе к этому относятся с пониманием. Потому что это определенный политический запрос на то, чтобы ответственность за решение было разделено: парламент принимает закон, президент его подписывает, на основании этого закона суд принимает соответствующее решение", - поясняет научный директор Института Евро-Антлантичного сотрудничества Александр Сушко. В принципе, это соответствует и более ранним заявлениям Банковой, только тогда главную роль чаще предоставляли суду… Сейчас же парламентский этап позволяет и растянуть принятие решения (правда, эффективность этого спрогнозировать тяжело), и возложить заметную часть ответственности на оппозицию, у которой, к слову, собственных ресурсов для решения проблемы в любом случае не хватает, и "подстелить соломку" на тот случай, если триумфа на Вильнюсском саммите не случится. Пока же решать, как Верховная рада способна помочь Юлии Тимошенко, можно долго и увлеченно. Но Европа напоминает: роль Киева должна быть решающей. "Миссия Кокса Квасневського, которая будет работать до середины ноября, имеет мандат на то, чтобы найти решение по Юлии Тимошенко, такое, которое соответствует тем обязательствам, которые Украина сама взяла на себя", - подчеркнул недавно посол ЕС в Украине Ян Томбинский. Значит ли это, что парламент должен расставить все точки над i строго в течение месяца, или варианты все-таки возможны?